К очередной годовщине начала контрнаступления советских войск под Москвой телеканал НТВ подготовил премьеру.
Алексей Пивоваров, автор нашумевшего фильма "Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова", представляет новую работу - "Москва. Осень. 41-й". Фильм, сделанный в модном нынче жанре "докудрамы", выйдет в эфир 4 декабря в 19.30. Алексей Пивоваров специально для "РГ" рассказывает о нем подробнее.
Российская газета: Почему фильм "Москва. Осень. 41-й" вы показываете не осенью, а в начале зимы?
Алексей Пивоваров: События, о которых идет речь в фильме, заканчиваются к самому началу контрнаступления советских войск - 5 декабря 1941 года. К годовщине этой даты и приурочена наша работа. Фильм рассказывает о самых драматических днях в жизни Москвы, которые как раз пришлись на октябрь и ноябрь 1941-го. Мы говорим и о том, что было с июня по сентябрь этого года. Не так подробно, как во "Ржеве...", но касаемся того, что происходило на фронтах.
РГ: Почему уже второй фильм вы снимаете на военную тематику?
Пивоваров: Потому что делаю то, что лично мне глубоко интересно. Поскольку Великая Отечественная - это главное событие национальной истории, которое до сих пор не в исторической, а в генетической памяти. Эта война воспринимается большинством российских людей как личная история, а не просто как информация из учебников. Я тоже воспринимаю события Великой Отечественной, как историю своей семьи, своих дедов и прадедов, отчасти и как свою личную историю. Поэтому я, рассказывая о событиях под Ржевом и в Москве, в чем-то рассказываю и о себе.
РГ: Великая Отечественная часто воспринимается неоднозначно. Знаю, что к работе вы привлекали историков - экспертов по обороне Москвы. И тем не менее, как вам кажется, вы рассказываете правду о тех событиях?
Пивоваров: Это - болезненная тема, и, думаю, она будет оставаться такой еще долгое время именно потому, что каждый воспринимает историю войны как свою личную. Трактовки, которые идут вразрез с тем, как ты себе это представляешь, именно потому и вызывают такую жесткую реакцию, что это - не дискуссия о каких-то исторических событиях вообще, а о твоем представлении о справедливости, добре и зле. Дискуссия ведь идет не о фактах, которые мы показывали в фильме, например, про Ржев, а об отношении к ним. Поэтому своей задачей я вижу то, чтобы рассказать исключительно о событиях, о фактах современным телевизионным языком жанра докудрамы, который соединяет документалистику и кино, свидетельства очевидцев и компьютерную графику. Подавать факты, предоставить информацию. Я - человек, взрощенный телевизионными новостями, и это навсегда останется моим - как хотите назовите - родимым пятном или фирменным приемом.
За достоверность этих фактов я ручаюсь. В случае со Ржевом я признаю, что там были две, поверьте весьма незначительные, фактологические ошибки. Но как раз по их поводу не было никакой дискуссии. Все обсуждения касались трактовки фактов и отношения к ним. В случае с картиной про Москву мы еще тщательнее выверяли все детали. Нам очень помогал доктор исторических наук Михаил Мягков - главный консультант картины.
РГ: Вы говорили о жанре докудрамы. Почему вы его используете? Потому что он - популярен или вам легче с его помощью общаться со зрителем? Или потому, что хроники тех времен мало?
Пивоваров: Потому что о любых вещах нужно говорить современным языком. Чтобы это было интересно не только тем, кто интересуется событиями войны и будет смотреть любой формат, который про это сделан. Моя задача, чтобы это было интересно зрителям, которым по большому счету все равно, но может показаться любопытным, если их заинтересует подача.
РГ: Какие вам самому нравятся фильмы про войну?
Пивоваров: Если говорить о военной документалистике, то я сам себя отчасти воспитал на форматах Би-би-си. У них есть потрясающий четырехсерийный документальный фильм "Война столетия. Как Гитлер воевал со Сталиным". Он снят в традиционном документалистском жанре и, на мой взгляд, это прекрасная работа. Если говорить о художественных фильмах, то их много хороших и разных. Тут ведь важна эмоция, а не достоверность. Могу назвать один из моих любимых "Женя, Женечка и "Катюша".
РГ: Можете рассказать какой-нибудь момент из вашего фильма, ради которого вы сами бы включили НТВ и стали смотреть подобную работу?
Пивоваров: Я все свои фильмы стараюсь делать такими, чтобы ради них включали телевизор. Но могу рассказать о вещах, которые я для себя узнал, работая над этой картиной. Их было достаточно много. Например, патрулям на московских улицах ночью во время воздушной тревоги было разрешено стрелять по окнам, где не было светомаскировки и горел свет. Потому что считалось, что зажженный свет - это сигнал самолетам противника. Иногда даже были жертвы среди жителей этих квартир, но считалось, что они сами виноваты: ситуация не терпит сантиментов, и нет времени бежать и искать, кто есть дома и кто зажег электричество.
Или, скажем, мы рассказываем, как люди укрывались в метро. И я тоже с удивлением узнал, что они спускались вовсе не на станции, а уходили глубоко в тоннели и сидели там. И мы в фильме объясняем, почему так происходило. Мы показываем, как выглядит продуктовая карточка, во что были одеты люди, воспроизводим массу других деталей, рассказываем подробности о том, что происходило в городе 16 октября, как это выглядело, какая была паника. Для меня история складывается из деталей и подробностей. Поэтому мы говорили с очевидцами и свидетелями этих событий, а потом воспроизвели их рассказы.