В Северном административном округе столицы не успевает затихнуть один скандал, как разгорается другой.
"Это Митволь пиарит себя перед выборами" - так кое-кто комментировал действия нового префекта, возглавившего САО меньше пяти месяцев назад. Выборы в Гордуму закончились, а затишье на севере Москвы так и не наступило. "Я работаю прежде всего в интересах жителей округа", - сказал на "деловом завтраке" в "РГ" сам Олег Митволь. Что стоит за этим заявлением? В этом попытались разобраться журналисты вместе с читателями, приславшими в "РГ" свои вопросы.
Российская газета: Олег Львович! Всем известно, что в Москве давно существует сеть социальных магазинов, продукты в которых продаются на 10-15 процентов дешевле, чем в среднем по городу. И вдруг приходит Митволь и говорит: мы сделаем иначе, будем договариваться с производителями о поставках продовольствия с минимальными наценками... Во имя чего? Чтобы просто пойти своим путем?
Олег Митволь: Нет, не ради этого. Социальных магазинов в округе всего 7, а по минимальным ценам по нашей социальной программе - дешевле на 40-50 процентов - торгуют уже 179. Вдумайтесь! Продукты там дешевле, чем в социальных, на 30 процентов!
РГ: Зная ситуацию в Москве, так и хочется сказать: этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Митволь: Ну, примерно в таком контексте и протекала передача, которую я как-то с любопытством послушал по радио. Рассуждали два профессора. "Молока по 17-18 рублей за литр (а мы с молочных как раз начали работу) быть не может! - убеждал один другого. - Вот по 21 было бы нормально!" -"Почему именно по 21?" - удивился собеседник. "Да потому, что если у Митволя 17, а в соседнем точно такое же - за 28, то в результате скоро будет по 21..." Пока шли такие разговоры, число магазинов, торгующих по 17,50, у нас в округе выросло больше чем вдвое. И уже 330 тысяч держателей социальных карт плюс участники специальной молодежной программы пьют дешевое молоко, покупают со скидками сметану, кефир, творог....
Вслед за молочными продуктами мы договорились с предприятиями о поставке в магазины по такой же схеме соков. Они у нас на севере - я подчеркиваю это - 100-процентные натуральные соки, а не напитки, стоят 20 рублей за литр, а не 40, как почти всюду. Двухкилограммовый пакет муки наши пенсионеры, инвалиды, малоимущие покупают за 15 рублей вместо 30. А с 1 декабря со скидками пошли также картошка, лук, морковка... И что же? Кто, вы думаете, первым заинтересовался такими ценами? Этим серьезнейшим ЧП в России сейчас занимается Федеральная антимонопольная служба. Даже не московское управление, хотя речь идет всего-навсего об одном городском округе, а центральный аппарат ФАС и лично заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин. И на завтра, 4 декабря, у них назначено расследование.
РГ: Какие нарушения ставятся вам в вину?
Митволь: Это как раз интереснее всего. Когда цены на нефть падали, а бензин дорожал, антимонопольщики молчали. Ценами на противогриппозные маски, стоимость которых с 3 рублей подскочила до 30, они занялись только после того, как лично президент сказал: обратите внимание. Мы же сделали в округе то, о чем говорил председатель правительства Владимир Владимирович Путин после того, как вместе с первым вице-премьером Виктором Зубковым побывал в одном из магазинов торговой сети "Перекресток". То есть спустя несколько месяцев как раз понизили цены на молоко! И федеральная антимонопольная служба, которую правильнее было бы назвать федеральной монопольной службой, видит в этом вопиющий факт! Чиновники ломают голову: в чем коммерческий интерес Митволя? А вот если бы мы цены повысили, то всем все было бы понятно: пришел Митволь, ему надо что-то своим ребятам набросить... Конфликт на самом деле в другом: наш опыт показывает, насколько действительно велики наценки на молоко и другие продукты! Ведь даже убавив их больше чем наполовину, ни торговля, ни производители не работают себе в убыток.
Полностью репортаж с "делового завтрака" с Олегом Митволем читайте в одном из ближайших номеров "РГ".