Благодаря энтузиазму историка Владимира Гладченко в Аксае сохранилась почтовая станция, где по дороге на Кавказ согревались горячим чаем Пушкин и Лермонтов.
Теперь здесь установили мемориальную доску - в память о самом историке и краеведе, директоре Аксайского музейного комплекса Владимире Гладченко.
Многие в шутку называли его мистификатором. Даже во время торжественной церемонии с барельефа само собой слетело белое покрывало, которое по протоколу должен был снять кто-то из высоких гостей.
- Это Владимир Дмитриевич дал знак, что все видит и слышит, - зашептали в толпе.
Скульптор Олешня долго думал, как запечатлеть своего героя. Сначала хотел поместить портрет на фоне карты расположения всех филиалов музея.
- А потом как-то само собой вылепились холмы, деревья, речка, конь на пастбище, - говорит Олешня.
Гладченко сделал Аксай знаменитым. Крепость с таможенной заставой XYIII века, почтовая станция XIX века, военно-исторический комплекс в Мухиной балке, откуда началось контрнаступление советских войск в ноябре 1941 года. А началось все с разграбленного школьного музея, который решил восстановить молодой учитель истории Владимир Гладченко. Самые отпетые хулиганы слушали его, раскрыв рты. Оказывается, именно здесь, в Аксае, в заброшенном домике станционного смотрителя пил чай из самовара сам Пушкин. И Лермонтов, и Толстой, и композитор Алябьев. Все пассажиры, ехавшие по почтовому тракту из Петербурга на Кавказ, останавливались на почтовой станции в Аксае.
Школьники, удивленные тому, сколько всего интересного происходило в их захолустном городишке, ходили вместе с учителем по дворам, собирали старые самовары, старинные столы, керосиновые лампы, граммофоны. Все эти вещи перенесли потом в домик станционного смотрителя на почтовой станции - на Дону, как и по всей стране, таких станций было великое множество, а музей сделали только в Аксае. Мундир казачьего генерала, предположительно одного из начальников почтового тракта, попал в музей, можно сказать, с того света. Гладченко, узнав, что местная шпана разворошила старинный склеп, примчался на место происшествия вместе с милицией. Генеральская одежка из английского сукна отлично сохранилась, и милиция отписала ее музею. В фондах хранится скрипка, подаренная местной жительницей. По документам она долгое время значилась, как "скрипка Страдивари". Это была версия Гладченко, к ней многие относились скептически, но до сих пор загадка инструмента не раскрыта.
Казематные помещения, расположенные на окраине Аксая, с подачи энтузиаста историка стали музеем "Таможенная застава". Подземная крепость была построена в середине ХVIII века, практически одновременно с основанием Ростова. Именно Гладченко разыскал документы, подтверждающие, что здесь пересекались восемь торговых путей, а во время Крымской войны крепость заняла оборону против турок, направляющихся на Азов.
Помимо глобальных исторических справок Владимира Гладченко всегда интересовали житейские детали. Они были нередко прелюбопытными. В одном из архивов неугомонный музейщик наткнулся на запись, что в 1940 году местный казак Очупенков сообщил в городской отдел культуры важную новость. Его дед перед смертью открыл тайну захоронения клада Стеньки Разина. И указал на холм возле таможенной заставы. Так родилась легенда, что знаменитые "погребки Степана Разина" - в Аксае. Сюда даже приезжали сотрудники физфака РГУ - простукивали гулкие казематы мудреной техникой. И обнаружили в крепостных стенах пустоты, что еще пуще разогрело интерес к "Таможенной заставе".
- Версии Владимира Гладченко, даже самые фантастические, всегда основывались на фактах и документах. Просто он умел их откапывать, как никто другой, - говорит его друг и коллега, научный сотрудник музея-заповедника "Танаис" Валерий Чеснок.