Уже в ближайшее время мечтающие о водительских правах южноуральцы могут столкнуться с серьезными трудностями: в отдаленных городах и районах обучиться вождению машины будет попросту негде.
Вынужденно останавливающие образовательный процесс автошколы несут серьезные убытки и судятся с ГИБДД. При этом крайне затратные новшества, на взгляд экспертов, не гарантируют повышения качества подготовки водителей и безопасности на дорогах. Вопросы возникли и у антимонопольной службы.
Напомним, требования к лицензированию автошкол ужесточены с 1 июля 2009 года. Образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей, предписано оснастить все учебные машины аудио- и видеонаблюдением, а в классах установить специальные тренажеры, в том числе аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя (АПК). Обучение курсантов должно проводиться на автодромах, имитирующих работающие светофоры, перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд и т. д.
Получить лицензию, не располагая всем вышеперечисленным, невозможно. Продлить действующую - тоже. При этом шоковую реакцию у предпринимателей вызывает цена и условия, которыми обставлено приобретение оборудования и выдача лицензии. И похожая реакция не только у автошкол, но также у суда и антимонопольных органов.
Подспудно разгорающийся конфликт окончательно вырвался наружу, когда в Челябинске заявили о досрочном переходе на новую методику проведения экзаменов на получение водительских прав. В отличие от прежнего порядка, она предусматривает сдачу первого этапа практического экзамена на автоматизированных автодромах. Методика вводится в обязательном порядке с 1 ноября 2011 года. Но, как пояснил замначальника УГИБДД ГУВД по Челябинской области Андрей Мурыгин, с учетом возможностей учебно-материальной базы регионам было предоставлено досрочное право ее применения. В Челябинске такая база, то есть автоматизированный автодром, имеется. В одном экземпляре. Соответственно, все прочие автошколы (их почти полсотни) вынуждены будут искать общий язык с руководством школы-монополиста. Есть вариант подешевле: готовить водителей на своих площадках, а экзамен сдавать - автоматике.
Не секрет, что инструкторы даже располагающих собственными площадками для обучения автошкол в обязательном порядке вывозят учеников попрактиковаться туда, где им предстоит продемонстрировать полученные навыки инспекторам ГИББД. Ибо автодромы отличаются друг от друга, причем иногда серьезно: по планировке, расположению фигур и т. п. На результатах, показываемых взволнованным новичком, эти отличия неминуемо сказываются. Что ж говорить, если сдавать приходится на незнакомой площадке и непривычной машине (оснащенные совместимым с электроникой оборудованием автомобили тоже придется арендовать)? Даже при суперкачественной подготовке шансы новичков будут явно неравны.
Впрочем, оказывается, неожиданные проблемы могут возникнуть и у тех курсантов, которые учились на "продвинутом" автодроме.
- Автоматизированный автодром в Челябинске разработан и произведен корейской фирмой, - объясняет секретарь совета директоров автошкол Челябинской области Андрей Николаев. - Соответствующим образом настроены и датчики, сигнализирующие, сдал курсант экзамен или нет. К примеру, перед "зеброй" нерегулируемого пешеходного перехода в Корее имеется стоп-линия. В наших ПДД и на российских дорогах такой разметки нет. Представьте, что отработавший в школе это упражнение курсант, приближаясь к настоящему переходу, начинает невольно искать эту линию. А ее нет - и рефлекс не сработал. Да, сориентироваться можно за доли секунды - но за это время на реальной дороге может случиться слишком многое. Фактически полученный на корейском автодроме навык провоцирует ДТП.
Другой пример, который приводит Андрей Николаев: по действующим в России правилам водитель должен остановить машину за 10 метров до железнодорожного переезда, не оснащенного шлагбаумом или знаком "STOP". В Корее же - за два, в чем свято "уверены" датчики автодрома-автомата. Курсант другой автошколы останавливается, как его учили - по российским правилам, - и проваливает экзамен.
Как все это согласуется с соображениями безопасности - фактически единственным аргументом в пользу того, что за пользование "чудом техники" автошколам придется отдавать кругленькую сумму? Цена вопроса между тем немаленькая - 500 рублей за учебный час. В итоге стоимость обучения водителей может вырасти примерно на 40 процентов. Выложить 30-40 миллионов рублей за строительство аналогичного автодрома не готова пока ни одна из автошкол.
Кстати, неужели в России нет собственного аналогичного оборудования? Есть разработка даже в Челябинском госуниверситете. В плановой комплектации отечественный продукт стоит пять миллионов рублей, при этом полностью сориентирован на отечественные ПДД и климатические условия. Несколько автошкол вполне могут приобрести один автодром вскладчину.
Точнее, могли бы. Будь они уверены, что после завершения строительства получат "добро" на его использование. Поскольку на предложение согласовать документацию на предпроектной стадии был получен отказ. В принципе формальные основания для этого есть.
- Продукт уникален, - говорит один из разработчиков отечественной системы Сергей Богословский. - Никто даже не знает, как он должен выглядеть, никакой нормативной документации нет, хотя и планируется, что к 2012 году все автодромы должны быть автоматизированы. На данный момент мы делаем все самостоятельно, разрабатываем методику.
Неудивительно, что челябинская разработка не может соответствовать несуществующей нормативной документации. Но каким же образом был одобрен корейский автодром? Почему в списке разрешенных к использованию в автошколах АПК значатся лишь два производителя, а невзрачная пластиковая коробочка с несколькими кнопками и набором тестов, связь которых с процессом управления автомобилем неочевидна, стоит 120 тысяч рублей? И наконец, почему необходимым условием для получения лицензии является приобретение прибора, а не использование его в обучении?
По поводу "одного на всех" автодрома уже вынесло вердикт УФАС по Челябинской области: "…при отсутствии у учащихся возможности сдачи экзамена на альтернативных автоматизированных автодромах, принадлежащих УГИБДД ГУВД по Челябинской области, досрочное введение методики и заключение вышеназванного соглашения (между УГИБДД ГУВД Челябинской области и владельцем автодрома. - Прим. авт.) могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств и нарушению ст. 15 и ст. 16 Закона о защите конкуренции".
А как быть с прочими нововведениями?
- В настоящее время новые правила не прошли правовую оценку и не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. 1 сентября 2009 года министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин подписал письмо, направленное руководителям всех образовательных учреждений и организаций, в котором указано, что минобразования будет применять при лицензировании данные требования только после их регистрации, - поясняет ведущий специалист отдела лицензирования министерства образования Челябинской области Олег Поленин. И разводит руками: - Между тем ГИБДД уже берет их за основу при выдаче заключения о соответствии материально-учебной базы. В свою очередь, мы не можем выдать лицензию, если отсутствует положительное заключение ГИБДД.
Не получив официального извещения об отмене полученной ранее инструкции, в ГИБДД продолжают считать ее обязательной к исполнению. В настоящее время по этой причине лишились лицензий около двух десятков южноуральских автошкол, которые в массовом порядке оспаривают действия ГИБДД в судах. На данный момент в пользу автошкол вынесено пять судебных решений. Областной суд уже успел отклонить кассацию ГИБДД на первый вердикт - по жалобе выступившей первопроходцем в этом деле автошколы из Сосновского района.
Автошкола в небольшом городе Коркино в течение месяца не может продлить лицензию и вести обучение курсантов. За это время прямые убытки предпринимателей составили 75-80 тысяч рублей - это расходы на аренду земли, зарплату персонала и выплату в рассрочку трех миллионов рублей, вложенных в оборудование полностью соответствующего новым правилам автодрома. Аналогичный расчетный показатель для одной из крупнейших челябинских автошкол пропускной способностью пять тысяч курсантов в год приближается к 300 тысячам рублей. И это - не считая упущенной выгоды.
Заметим, что бюджетным учреждениям образования, которые тоже осуществляют подготовку водителей, расходы на автоматизированный автодром вообще не по карману.
Справка "РГ"
В Челябинской области подготовкой водителей занимается 191 автошкола, в которых мастерству управления автомобилем обучаются в год более 70 тысяч человек. Кроме того, профессиональных водителей готовят порядка 40 начальных и средних учебных заведений, включая единственное в регионе училище для лиц с ограниченными возможностями.