Накануне 10-летия подписания Договора о создании Союзного государства наш корреспондент обратился к парламентариям с вопросами: в какой степени, с вашей точки зрения, Союз Беларуси и России состоялся как общее государственное образование? И какие реальные преимущества получили россияне и белорусы от развития союзных отношений?
Андрей Нелидов,
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ:
- Однозначно и не ответишь. Но если исходить из позиции простого человека, а это 90 процентов населения, то, конечно, мы очень близки. Между Беларусью и Россией практически нет границы, мы ездим друг к другу без виз, общаемся на одном языке, у нас одинаковая ментальность. О белорусах у нас так и говорят: это наши, свои! Примера более тесного единения народов в мире, пожалуй, нет. Нас, людей старше 40 лет, объединяет и память о родителях, воевавших на общей войне с фашизмом, и опыт совместной жизни в СССР, когда все ее республики действительно были одной страной. И существовавшая тогда историческая общность - советский народ - была не просто словами. Мы все - русские, украинцы, белорусы - были тесно перемешаны, работая на гигантских стройках, создавая семьи, обучаясь в одних вузах.
Но надо учитывать и то, что сегодня в Беларуси и России бизнес работает по разным правилам. Пока в наших странах сохраняются существенные различия в налоговом, таможенном и других законодательствах, у Беларуси и России есть свои национальные и экономические интересы. И с этим необходимо считаться. Вот оно - поле деятельности для политиков. Считаю, что Беларусь на постсоветском пространстве создала наиболее продвинутое государство, и всегда привожу ее в пример. Тем не менее предстоит еще немало поработать, чтобы создать общую экономическую платформу Союза.
Виктор Толкачев,
заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
- Примерно месяц назад в Гродненской области состоялся семинар Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по согласованию аграрной политики. Два десятка обстоятельных докладов позволили по-новому взглянуть на реальность. А она, в частности, такова: Скидельский комбинат хлебопродуктов, где мы также побывали, из небольшого предприятия за несколько лет превратился в агрокомплекс, где есть свои животноводческие и птицефермы, перерабатывающие цеха, торговая сеть. Вот она, продовольственная безопасность на практике. А несколько раньше тема гармонизации отношений в аграрной сфере обсуждалась на совместном заседании коллегий министерств сельского хозяйства Беларуси и России. Решено до 15 января 2010 года представить проект концепции единой аграрной политики Союзного государства.
Подобных примеров немало. Беларусь и Россия имеют глубокую производственную кооперацию. Ее преимущества ярко проявились при реализации союзных программ, таких, как развитие дизельного автомобилестроения. За несколько лет выпуск двигателей в наших странах увеличился в 7,5 раза, грузовых автомобилей - в 8,5 раза. Реализация товарной продукции отрасли возросла в 12 раз. Сегодня из союзного бюджета финансируется 19 подобных программ, они все более приобретают инновационный характер. Благодаря им в Беларуси и России обеспечены работой миллионы человек. И этот процесс будет укрепляться. Подготовлены проекты еще десятка производственных совместных программ, которые будут рассмотрены Советом Министров Союзного государства.
А ведь это лишь одна из граней нашего экономического сотрудничества. Оно все более обретает формат единого экономического пространства.
Это когда отсутствие границ как таковых дополняется реализацией совместных прогнозов социально-экономического развития, балансов топливно-энергетических ресурсов, прогнозных балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции. В прошлом году впервые были сформулированы пятилетние совместные балансы по мясу и молоку, сахару, направленные на стимулирование совместного производства и взаимной торговли. Вот и мои российские коллеги-депутаты, побывавшие на семинаре в Гродненской области, обещали содействовать этому, убедившись лично, что в Беларуси продукты питания высокого качества.
Все это создает единую ткань общего государства. Она базируется на 150 межгосударственных и межправительственных договорах и соглашениях. Но эта законодательная основа Союза нуждается в существенном укреплении.
Борис Третяк,
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ:
- Если скажу, что ощущаю себя гражданином одного с белорусами государства, то это будет близко к желаемому. Благодаря союзу наших стран уже сделано много хорошего. И от этого ни за что нельзя отказываться. Это и обустройство общей западной границы, и соединяющие нас транспортные магистрали. Мы ездим в Минск или, в свою очередь, в Москву, не останавливаясь на границе, хотя, чтобы попасть на Украину, надо не один час отстоять в очереди. И рабочие места на родственных предприятиях - все это уже материализовано. Вот у нас на Дальнем Востоке, например, с гордостью говорят: это наши "БелАЗы", наши тракторы "Беларус", без них нам нельзя. Хорошо расходятся вкусные и экологически чистые белорусские продукты. Это все есть, и не надо это ломать. Но каким будет следующий шаг к объединению? Думаю, народам нашим ближе форма конфедерации. Если поймем, что это необходимо, достигнем еще большего. Это будет выгодно и Беларуси, и России.
Вадим Попов,
председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Беларуси:
- Мне и раньше, и теперь приходится заниматься вопросами создания Союзного государства. Что касается его юридических основ, то такие предпосылки есть. Подписаны и осуществляются договоренности, обеспечивающие равные возможности выбора места жительства, работы, учебы, медицинского и социального обслуживания. Фактически решены многие проблемы пенсионного обеспечения граждан, переехавших из одной союзной страны в другую. Но что касается выравнивания условий хозяйствования, то тут полного согласия еще нет. Работа в этом направлении продолжается в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. К сожалению, и многое другое еще не сделано. Это касается выполнения плана совместных действий, включавшего 54 крупных блока: о введении единой валюты и столь же важных проблемах. Надо решить и другие концептуальные вопросы, такие, как принятие Конституционного акта. Главное - не отступать от Договора о создании Союзного государства. И тогда оно действительно станет единым для наших народов.