Пока не закончится кризис, основным локомотивом экономики будут отрасли, нацеленные на производство товаров и услуг повседневного спроса

Пока не закончится кризис, основным локомотивом будут отрасли, нацеленные на производство товаров и услуг повседневного спроса - продовольствие, лекарства, бензин и основные услуги. Об этом говорили эксперты в ходе совместного заседания в Торгово-Промышленной палате, посвященного исследованию "Инвестиционный портрет регионов".

В исследовании инвестиционной активности территорий приняли участие 30 регионов. Анализ полученных ответов местных властей позволил экспертам сделать вывод, что отраслевые приоритеты субъектов почти совпадают с доминирующей на этих территориях экономикой. Самыми предпочтительными стали два направления: транспортно-логистические комплексы и туристическо-рекреационные услуги. Например, создавать логистические центры намереваются в Забайкальском крае, Омской, Тюменской и Архангельской областях, а также в Дагестане и Бурятии. Туризм и курорты собираются развивать Камчатский край, Тюменская, Челябинская, Новгородская, Вологодская и Архангельская области, а также Тыва, Дагестан и Карелия.

Почему новые направления должны быть связаны именно с услугами? В исследовании это обосновывается тем, что услуги - "продолжение" традиционных отраслей. В то же время ни логистика, ни туризм не являются для российских регионов чем-то по-настоящему новым. В каких субъектах РФ уже просматриваются приоритеты "новой экономики"? Примеров немного, один из них - Алтайский край, намеревающийся развивать фармацевтику, базирующуюся на уникальных природных возможностях региона.

Логистика и туризм, как считают исследователи, не просто так появились в числе текущих приоритетов регионов. Во-первых, они не слишком сложны как виды деятельности, во-вторых, направлены на эксплуатацию имеющихся природных возможностей (выгодное месторасположение, заповедные места и т.п.), в-третьих, их активизация отчасти связана с модой на эти направления. Не исключено, что приоритеты в региональной экономике могут со временем измениться.

Интересна другая особенность складывающихся региональных приоритетов - в большинстве случае они представляют собой либо простое расширение традиционных видов деятельности и диверсификацию региональной экономики, либо развитие старых отраслей, но на качественно новой основе. К примеру, в Удмуртии намереваются развивать сельское хозяйство, которое ранее было слабо представлено в республике. А вот в Якутии предполагается начать добычу и переработку урана, которым ранее здесь активно не занимались, хотя это и соответствует характеру добывающей промышленности, активно развивающейся на этой территории. Власти Вологодской области своими приоритетами назвали энергетику, которая никогда не была доминирующей в экономике области. Челябинская область собирается поднять энергетическую инфраструктуру, а Новгородская область хочет развивать новую энергетику с альтернативными видами топлива. Но все это, по мнению экспертов, лишь аранжировки старых проектов, хотя несколько расширенные и обновленные.

Какие проблемы назвали регионы? Больше всего, от чего они страдают, - это отсутствие денег и современных производственных технологий. Именно поэтому, считают эксперты, имеющийся избыточный спрос на некоторых товарных рынках субъектов РФ удовлетворяется иностранными компаниями. Финансовая и технологическая оголенность регионов приводит к тому, что все сколько-нибудь значимые рынки занимают иностранные инвесторы. При отсутствии конкуренции им никто не мешает занимать пустующие ниши.

На какой срок как правило ориентированы инвестпланы в регионах? Если горизонт планирования невелик, то и иностранные инвестиции, приходящие в региональную экономику, не носят стратегического характера, а направлены лишь на быстрое извлечение прибыли. Расчеты показывают, что усредненный по всем регионам максимальный срок инвестиционных проектов составляет 10,7 года, тогда как максимальный срок правительственных инвестиционных программ - 7,5 года. Таким образом, налицо явное несоответствие в уровне стратегичности иностранных инвесторов и регионального правительства. Причем соотношение между ними является совершенно противоестественным, ибо, запуская свои проекты, иностранные инвесторы фактически вынуждены смотреть гораздо дальше, чем правительство регионов. Такое перекладывание стратегических планов с регионального правительства на частных инвесторов является, по мнению ученых, недопустимым. Они считают, что отсутствие видения региональными властями своих отдаленных перспектив рано или поздно приведет к блокированию перспективных инвестиционных проектов.

В ТПП прозвучали рекомендации региональным властям незамедлительно перейти к инвестиционным программам сроком на 20-25 лет. В противном случае правительственные программы и частные проекты не будут коррелировать по срокам, в результате чего рано или поздно иностранные инвесторы адаптируются к этой ситуации, переходя на более "короткие" проекты. Эксперты уверены, что без долгосрочной официальной манифестации своих инвестиционных планов региональные правительства не смогут привлечь стратегических иностранных инвесторов.

Надо сказать, что соотношение между сроками частных проектов с иностранным участием и правительственными инвестиционными программами по регионам чрезвычайно сильно колеблется, свидетельствуя тем самым об отсутствии какой-либо продуманной и скоординированной политики властей. Например, в Новгородской области вообще нет правительственных инвестиционных программ, в Архангельской области они носят краткосрочный характер и не несут в себе никакой информации для инвесторов о будущем развитии региона. В Липецкой области имеет место обратная ситуация и сроки региональной программы достигают 20 лет. Аналогичный разброс в цифрах характерен и для сроков инвестиционных проектов. Так, в Омской области они не превышают двух лет, тогда как в Томской области реализуется проект по созданию особой экономической зоны, для которого срок достигает 25 лет.

компетентно

Дмитрий Любомудров,

член Комитета по инвестиционной политике ТПП:

К сожалению, несмотря на ориентиры руководства страны по переходу к инновационной экономике, пока она сохраняет сырьевой характер. И реальный рост по объемам начнется, скорее всего, именно там, он будет связан с постепенным ростом цены на нефть и связанные с ним товары. А объемы производства и экспорта в сырьевых отраслях вызовут рост заказов у поставщиков и подрядчиков сырьевых отраслей, однако отрасли, производящие средства производства (станки, оборудование, автомобили) будут отставать.