О террористических актах на стальных магистралях в Испании знают не понаслышке. В 2004 году страна стала крупнейшей в Европе жертвой железнодорожных террористов.
Тогда, 11 марта, в четырех пригородных поездах, прибывавших в утренний час пик на мадридский вокзал Аточа, практически одновременно взорвались мощные бомбы. В результате 192 человека погибли, 1856 - покалечены.
На раскрытие чудовищного преступления были брошены все силы правопорядка Испании. Более трех лет велось расследование под руководством судьи Хуана дель Ольмо. В итоге полицейским удалось арестовать 29 подозреваемых - 20 выходцев из североафриканских стран, а также девять испанцев. В октябре 2007 года суд приговорил 27 террористов в общей сложности к нескольким десяткам тысяч лет тюремного заключения.
Сегодня меры безопасности, принимаемые на железнодорожном транспорте страны, позволяют вполне спокойно переезжать из города в город, будь то на обычных пассажирских поездах или на сверхскоростных экспрессах, летящих со скоростью свыше 300 км в час. При этом каких-либо исключительных мер наблюдения и контроля внешне не заметно.
В министерстве экономического развития Испании, в ведении которого находится железнодорожный транспорт, корреспонденту "РГ" рассказали, что из событий 11 марта 2004 года были извлечены самые серьезные уроки. Теперь на всех вокзалах и станциях страны проводится обязательный контроль пассажиров, а багаж перед посадкой в поезд пропускается через специальные сканеры, которые способны обнаружить взрывчатку.
Вдоль железнодорожных путей проходит так называемая полоса отчуждения, в которой нельзя строить никаких объектов. В последние годы используются технические средства контроля за обстановкой на перегонах (подробности нам раскрывать не стали). Особое внимание уделяется участкам дороги, проходящим по железнодорожным мостам и тоннелям, - эти объекты считаются подверженными наибольшему риску.
Несмотря на то что террористический акт в 2004 году был совершен исламистскими экстремистами, связанными с "Аль-Каидой", в Испании еще больше опасаются террористов баскской группировки ЭТА, уже много лет проводящей политику запугивания мирного населения и добивающейся отделения Страны Басков. Поэтому в северных провинциях Испании сосредоточены главные усилия полиции и спецслужб по обеспечению безопасности на транспорте.
Как сообщили "РГ" в конфиденциальном порядке, МВД регулярно проводит специальные рейды в курсирующих по стране поездах с целью контроля обстановки и выявления возможной подготовки теракта. И делается это так, чтобы не напугать мирных пассажиров и избежать появления в вагонах поездов панических слухов и настроений.
О подготовке других объектов к возможным террористическим актам здесь говорят неохотно, ссылаясь на нежелательность раскрытия этой информации перед потенциальными террористами и ненужного привлечения внимания пассажиров к действиям правоохранительных органов. Тем не менее можно уверенно говорить о том, что в соответствии с требованиями безопасности Евросоюза вдоль испанских железнодорожных путей созданы многочисленные посадочные площадки для вертолетов скорой помощи, в больницах, клиниках и госпиталях, расположенных вдоль дорог, имеются планы срочного размещения пострадавших в случае совершения теракта на железной дороге или крушения поезда по другой причине.
Обезоруживающее видео
За железнодорожным движением в Бельгии наблюдает 1729 камер
Для объединенной Европы железная дорога является важной транспортной артерией. Помимо значительных объемов грузоперевозок сами европейцы и многочисленные туристы охотно пользуются поездами для путешествий по Старому Свету.
По мнению экспертов, сегодня уровень безопасности на европейских железных дорогах оценивается как очень высокий. По надежности и безопасности поезда уверенно опережают своих главных конкурентов по перевозкам грузов и пассажиров - автомобильный транспорт. Всеми вопросами, касающимися железных дорог, занимается специально созданное Еврокомиссией Европейское железнодорожное агентство, располагающееся во Франции.
Основная задача, стоящая перед властями ЕС, - это приведение к общим стандартам железнодорожных систем всех стран ЕС, которые на протяжении всей своей истории развивались самостоятельно в соответствии с национальными регламентами. В планах единой Европы в том числе значится введение общеевропейских нормативов по обеспечению безопасности.
Правда, обеспечение безопасности железнодорожного транспорта руководство ЕС перекладывает на власти каждой страны. Однако при этом устанавливает ряд общих требований. Так, в случае аварии или крушения на железной дороге расследованием причин катастрофы должна заниматься независимая организация, не имеющая каких-либо коммерческих или иных связей с фигурантами происшествия. Под руководством профессионального следователя экспертная группа наделяется всеми необходимыми полномочиями для проведения всестороннего расследования, которое должно проводиться в максимально "прозрачном" режиме и с учетом свидетельств всех участников инцидента. Подключение к расследованию еврочиновников не рассматривается, так как это может негативно повлиять на ход и независимость следствия.
Даже в Европе с ее высоким уровнем безопасности железнодорожного транспорта периодически случаются аварии с поездами. Основная причина нештатных ситуаций - человеческий фактор, гораздо реже виновником столкновений и крушений становится техника. Однако принимаемые заранее меры по обеспечению безопасности приносят свои результаты.
Отработанные на высокоскоростных магистралях системы дистанционного наблюдения постепенно внедряются и на остальных оживленных железнодорожных артериях. В Бельгии, где железнодорожная сеть считается самой разветвленной в мире, упор в обеспечении безопасности делается как раз на видеонаблюдении. Эта система насчитывает 1729 камер, объединенных в одну сеть, сигналы от которых поступают в режиме реального времени в единый дежурный центр, структурно входящий в Национальную железнодорожную компанию. Специально подготовленные операторы круглосуточно отслеживают изображения со всех камер и в случае возникновения каких-либо подозрительных моментов незамедлительно информируют об этом подразделения национальной полиции.
Согласно имеющимся планам бельгийские железнодорожники при наличии государственной поддержки уже к 2012 году планируют удвоить число камер наблюдений за железной дорогой и ее инфраструктурой. Кроме того, для обеспечения безопасности и спокойствия путешественников видеосъемка ведется практически во всех пассажирских составах, курсирующих по Европе.
Поезда под откос не пускают
За десять лет спецслужбы США не дали взорвать ни одного вагона
После разрушительных терактов 11 сентября 2001 года и рекомендаций комиссии, расследовавшей обстоятельства совершения этих преступлений, в Америке уделяется повышенное внимание вопросам безопасности на всех видах транспорта, в том числе и на железнодорожном. И хотя за прошедшие с момента самой масштабной атаки террористов на США чрезвычайных происшествий на железнодорожном транспорте не случалось, повышенный уровень опасности на этих объектах объявляется постоянно.
В частности, Федеральное бюро расследований США не устает периодически предупреждать власти штатов и местные правоохранительные органы о возможности совершения терактов на транспортных магистралях страны и в первую очередь на железных дорогах и вокзалах. Усиленные меры безопасности в целом оправдали результаты - несколько готовившихся терактов на рельсах и в метро были раскрыты, и ни один американский поезд за последние девять лет не пущен террористами под откос. Однако техногенные аварии и фатальные крушения составов в Америке случаются с незавидной регулярностью. По данным американского министерства транспорта и Федеральной железнодорожной администрации, в мае прошлого года в действие запущен "Национальный план по усилению безопасности на железнодорожных путях", который предусматривает устранение двух самых распространенных причин аварий - пресловутого человеческого фактора и повреждения путей. Кроме того, разрабатываются новые виды особо прочных вагонов и цистерн для перевозки опасных грузов. Требования к пассажирским вагонам также постоянно ужесточаются и, в частности, включают необходимость энергопоглощения при столкновении, что предотвращает падение и травмирование пассажиров. Нередко багажный вагон устанавливается в голову поезда, чтобы он действовал как буфер между пассажирскими вагонами и локомотивом в случае столкновения. Другими примерами мероприятий по повышению безопасности являются введение системы внутренней экстренной связи, нанесение люминесцентным составом надписей, которые помогают пассажирам ориентироваться в случае отключения освещения при аварии.
В национальном плане по повышению безопасности железных дорог особо прописана необходимость усиления контроля за пересечением железнодорожных путей и автодорог. Именно на одном из таких переездов в северных районах Лос-Анджелеса в январе 2005 года сошел с рельсов пассажирский состав, в результате чего 11 человек погибли и десятки были ранены. Другой страшной катастрофой завершилось столкновение в Техасе в 2004 году двух грузовых поездов, один из которых перевозил хлор и нитрат аммония. От отравления ядовитыми парами, распространившимися из-за утечки 60 тонн химикатов, погибли несколько человек, более полусотни были ранены. Кстати, именно это крушение стало причиной серьезного расследования и острой критики в адрес руководителей спасательной операции и действий спасательных бригад. Так, несмотря на быстрое прибытие к месту аварии медицинской, пожарной и полицейской служб, координация их действий оставляла желать лучшего. Кроме того, спасатели не воспользовались возможностью использовать фермерские земли неподалеку в качестве площадки для вертолета.
Сегодня же в США разработана четкая система координации работы спасательных служб с соответствующими подразделениями железнодорожников, обеспечения их необходимой информацией проведения специального обучения персонала спасательных бригад. Статистические данные по аварийности на американском железнодорожном транспорте показывают, что их число по-прежнему остается высоким, хотя и имеет тенденцию к уменьшению.
Ток - лучший защитник
Скоростные железнодорожные магистрали во Франции защищают проволокой под напряжением
На любом парижском вокзале пассажиру, отправляющемуся на TGV, то есть на экспрессе, развивающем скорость 250 км/час и более, надо, как здесь говорят, показать "белую ладошку". Проще говоря, предъявить именной железнодорожный билет. У некоторых при этом могут попросить показать и документы, удостоверяющие личность. Только после этого контролеры, "фильтрующие" пассажиров при входе на искомую платформу, дают "зеленый свет".
- Мы также ввели правило, по которому все чемоданы и сумки пассажиров должны иметь таблички с именами их владельцев, - уточняет Фабьен Констанс из пресс-службы Национального общества железных дорог Франции. - После этого контролеры в течение всей поездки внимательно следят за тем, нет ли в вагонах сомнительного багажа. При обнаружении такового об этом немедленно объявляют по радио. Если владелец никак себя не проявляет, то на ближайшей остановке багаж сдают полицейским или военным саперам, которые его уничтожают. К вопросам безопасности у нас относятся весьма серьезно.
Надо сказать, что со времен Второй мировой войны терактов на железных дорогах, которые привели бы к человеческим жертвам, во Франции не было. Хотя угроз и саботажа хватало.
Лет пять назад объявилась на французских просторах таинственная подпольная группировка AZF, которая пыталась шантажировать Елисейский дворец. Неизвестные требовали четыре миллиона долларов и миллион евро, обещая в противном случае взорвать 10 бомб, заложенных под железнодорожным полотном в разных районах страны. В подтверждение своих гнусных намерений шантажисты сообщили о местонахождении одной из "адских машинок": неподалеку от города Лимож. Бомба оказалась настоящей. Однако впоследствии, скорее всего, попав под прессинг со стороны полиции и боясь разоблачения, люди, скрывающиеся под аббревиатурой AZF, резко ушли в тень.
Никто не пострадал и год назад, когда на железных дорогах ряд актов саботажа устроили "леваки". Они приводили в негодность линии электропередач, набрасывая на контактные провода заранее сваренные из арматуры железные "хомуты". В результате при прохождении поезда провода разрывались на нескольких десятков метров. Кстати, тех саботажников спустя некоторое время обнаружили и арестовали. Всех вскоре будут судить.
- Худших последствий нам удавалось тогда избегать благодаря использованию тихоходных поездов, открывающих движение. Мы называемых их поездами-"метлами", - рассказал мне Александр Дюманс. Он отвечает за вопросы безопасности в железнодорожных сетях Франции, государственной организации, в ведении которой находится вся железнодорожная инфраструктура страны. - Эти "метлы" мы пускаем рано утром каждый день по сверхскоростным веткам с тем, чтобы выявлять вероятные неисправности. Так что они приняли "хомуты" из арматуры на себя, а после ремонта уже без осложнений продолжали свой путь и TGV.
Как поведал мне Дюманс, две с лишним тысячи километров скоростных путей Франции защищены специальным проволочным заграждением. Помимо этого на отдельных перегонах, особенно в районе мостов и при подъезде к туннелям устанавливаются на сотни метров дополнительные металлические сети, подчас полностью накрывающие, в том числе и сверху железнодорожный путь. Они электрифицированы, и как только кто-либо или что-либо вступает в контакт с этими заграждениями, срабатывает сигнал тревоги, который передается на пульт машиниста приближающегося поезда.
Специально прикомандированных к поездам врачей нет. Но при чрезвычайных обстоятельствах на помощь всегда придет пожарная служба. Она во Франции исполняет функции нашего МЧС и организована таким образом, что спасатели и врачи могут оказаться на месте происшествия в течение 10 -15 минут.
Это достигается, во-первых, благодаря тому, что пожарная служба насчитывает многие десятки тысяч добровольцев, обладающих специальной подготовкой: вся территория страны густо покрыта опорными пунктами пожарных. И, во-вторых, благодаря автодорожной инфраструктуре, которая считается одной из самых разветвленных и качественных в Европе. Так что эвакуация пассажиров в случае ЧП большой трудности не составляет. Понятно, что при необходимости к этой операции подключаются и другие средства, включая вертолеты.
Работа над ошибками
Чрезвычайные меры спасли Британию от железнодорожной "эпидемии"
Для работающего населения Британии пригородные поезда - основной вид транспорта, поэтому плотность сети железных дорог в Великобритании чрезвычайно высока.
Однако именно разветвленность и интенсивность движения поездов ближнего и дальнего следования делает железные дороги Альбиона весьма уязвимыми. До самого недавнего времени добавляло этой уязвимости и довольно плачевное состояние железнодорожных путей, низкое качество рельсов и стрелок. По мнению здешних экспертов, именно техническая изношенность британского железнодорожного транспорта стала причиной целой череды катастроф, случившихся в Британии в последние два десятилетия.
"Эпидемия" железнодорожных катастроф конца ХХ - начала ХХI столетия заставила британское правительство принять чрезвычайные меры. В частности, в 2001 году на улучшение систем безопасности железных дорог страны было экстренно выделено три миллиарда фунтов стерлингов (5 млрд долларов). По всей Британии провели замену рельсов, модернизацию изношенного оборудования и резко улучшили систему профилактики.
Каждый трагический инцидент на железной дороге был тщательно расследован, и в результате приняты меры, не допускающие повторения аналогичной беды. Так, после катастрофы поезда, врезавшегося в 2004 году неподалеку от Лондона в стоявший на переезде автомобиль (восемь вагонов сошли с рельсов, 7 человек погибли), было предложено закрыть все одноуровневые железнодорожные переезды. После крушения поезда, вызванного падением на рельсы ехавшего по мосту автомобиля, были пересмотрены технические стандарты мостовых ограждений.
Кроме того, в Британии была создана специальная Комиссия независимых инспекторов железнодорожных инцидентов. Ее инспекторы проводят расследования аварий и катастроф с единственной целью - вынести рекомендации по повышению уровня безопасности. Эти рекомендации могут быть переданы, в частности, в Комитет по безопасности и стандартам на железнодорожном транспорте.
В этом комитете "РГ" назвали одну их таких рекомендаций - британским пассажирам потерпевшего крушение поезда категорически не рекомендуется покидать вагон, в котором они находились в момент аварии и ожидать спасателей, оставаясь на месте. Оказывается, изрядное число ранений и увечий пассажиры получают, пытаясь самостоятельно выбраться из перевернувшегося вагона.
Эвакуация пассажиров и оказание им экстренной помощи - задача ближайших к месту происшествия служб "скорой помощи", пожарных бригад и спасателей. Никаких специально обслуживающих железнодорожные инциденты служб спасения или специальных эвакуационных транспортных бригад в Британии не существует. Между тем практически во всех случаях аварий на железной дороге помощь поспевала к потерпевшим очень быстро - не более чем в течение получаса. Точно так же оперативно работают в Британии пожарные команды: они, как правило, оказываются на месте происшествия через считаные минуты, где бы ни случилась авария.
Помимо всех прочих служб спасательными операциями и всем, что связано с инцидентом, занимается та частная компания, которой принадлежит потерпевший аварию поезд. Ответственность за аварию в конечном счете несет, как правило, именно эта компания.
А вот ответственность за предупреждение злоумышленных инцидентов, иначе говоря, терактов, несет специальное подразделение Охраны безопасности наземного транспорта. Его сотрудники выборочно проверяют пассажиров и их багаж на вокзалах, в метро и Евротуннеле. А людей, направляющихся из Британии в континентальную Европу поездом "Евростар", и их багаж подвергают рентгеновской просветке поголовно и поштучно.
Безопасностью на железных дорогах занимается также специализированная Транспортная полиция Британии, которая обязательно учитывает международный опыт борьбы с терроризмом. Так, после терактов в Мадриде меры антитеррористической безопасности на железнодорожном транспорте в Британии были существенным образом пересмотрены и обновлены.