В сентябре Сочи вошел в состав Всемирного союза олимпийских городов. Помимо обмена опытом, задача союза - изучение влияния Олимпийских игр на устойчивое развитие и формирование имиджа городов-организаторов как мировых центров спорта, культуры и международного развития. В ноябре, на саммите Всемирного союза олимпийских городов, мэр города Анатолий Пахомов отметил, что за два года Сочи сильно изменился в том числе и потому, что в ходе подготовки Игр модернизируется вся инфраструктура города с учетом опыта предыдущих олимпийских столиц.
Однако опыт олимпийских столиц показывает, что Сочи обходится бюджету РФ очень дорого. По различным данным на Олимпиаду собираются потратить от 330 млрд до 1 трлн рублей. Сумма астрономическая. Никогда за всю историю игр организаторы не тратили столько денег на зимнюю Олимпиаду. Так, по данным Национального Института Содействия Устойчивому Развитию и Повышению Качества Жизни (НИУР), затраты на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити составили 1,3 млрд долларов, в Турине - 4,1 млрд, в Ванкувере - 1,9 млрд. То есть в среднем затраты на организацию игр в этих городах в 3-4 раза ниже, чем в Сочи.
Почему же затраты в Сочи так велики? Во-первых, строительство в Сочи началось практически с нуля. В городе надо возвести не только необходимые спортивнее объекты для проведения соревнований, отели для гостей олимпиады, олимпийскую деревню для ее участников, но и дороги (на данный момент в Сочи всего одна дорога, соединяющая город с Адлером), в том числе и железные. Также необходимо построить объекты, позволяющие обеспечить энергетическими ресурсами выросший город.
Всего в Сочи планируется построить 12 спортивных объектов, из них строительство шести спортивных арен уже началось. Полным ходом идет строительство дополнительной полосы в аэропорту, дорог и железнодорожных путей. Помимо спортивных сооружений в Сочи и Красной Поляне собираются возвести около 50 крупных отелей различного класса в общей сложности примерно на 21 тыс. номеров. Целесообразно ли городить такой огород ради одного, пусть и очень важного для имиджа страны, мероприятия? Конечно, нет. Отсюда другой вопрос - как будут работать "олимпийские" инвестиции в Сочи после 2014 года?
Правительство, например, предполагает использовать Олимпийский стадион в качестве футбольной арены. На этой арене могу проходить как матчи чемпионата России, так и различные матчи (в том числе и отборочные) чемпионатов мира и Европы. Большую ледовую арену и Малую ледовую арену можно использовать как многофункциональный спортивный и концертный зал, развлекательный центр. Конькобежный центр, в свою очередь, как выставочный центр. Ледовый дворец спорта в качестве делового и выставочного центра. Арену для керлинга - для тренировочной базы ОКР и Паралимпийского комитета России. Санно-бобслейная трасса может служить для международных соревнований и в качестве национальной тренировочной базы.
Комплекс "Хребет Псехако" также может использоваться как национальная тренировочная база. Комплекс "Роза Хутор" и Курорт "Альпика Сервис" может использоваться как центр международных соревнований, национальная тренировочная база, и в качестве туристических комплексов. Горнолыжный центр может служить центром международных соревнований, а также в качестве национальной тренировочной базы. Понятно, что загрузку всех этих объектов обеспечить будет проблематично, а некоторых и вовсе невозможно. Так что некоторые объекты придется разобрать.
Как заявил в ноябре президент госкорпорации "Олимпстрой" Таймураз Боллоев, в Сочи после Олимпиады-2014 в олимпийском парке останутся только три стадиона из шести. "Необходимо более рационально подойти к постолимпийскому использованию объектов. Возможности при проектировании на последующую разборку уже заложены. Однако информация предварительная, твердого решения на этот счет нет, - уточнил он. - Недавно я получил несколько писем от руководителей различных регионов, которые предлагают перенести олимпийские объекты в их области. Но чем меньше объектов будет разбираться после Олимпиады, тем лучше".
Другой вопрос - как использовать строящиеся гостиницы. После Олимпиады, как уверяют власти, инфраструктура города позволит принимать у себя огромное количество туристов. В международном аэропорту Сочи построят дополнительную взлетно-посадочную полосу, на побережье, длина которого, кстати, более 145 км, появятся новые морские порты. А как сообщил в ноябре глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, развитие морского порта Сочи в рамках программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта позволит к 2014 г. создать на Черноморском побережье Юга России международный центр морских пассажирских и круизных перевозок, который сможет обслуживать современные круизные и паромные суда.
Но вот поедут ли российские и иностранные туристы в Сочи? Ведь для привлечения отдыхающих нужна не только развитая инфраструктура, комфортабельные отели и наличие современных курортов, но и желание туристов отдыхать именно в Сочи. А значит, городу нужно создавать соответствующий имидж, причем уже сегодня. И это - отдельная проблема.
Пока представители администрации Сочи разъезжают по российским регионам, пытаясь привлечь в будущую столицу Олимпиады туристов из глубинки. 20 ноября, например, состоялась презентация города-курорта в управлении здравоохранения Липецкой области. Как сообщила представитель администрации всероссийской здравницы Юлия Коробова, презентация состоялась в рамках широкой кампании по продвижению курорта в российских городах. На презентации представители Сочи проинформировали руководителей липецких туристических фирм об истории бальнеологического курорта, новых лечебных программах, возможностях санаторно-курортного лечения и отдыха. Презентация была призвана развенчать несколько устойчивых мифов о Сочи: "в городе идет большая стройка", "отдых в городе слишком дорогой", "на автодорогах всегда пробки".
Понятно, что подобной агитацией и пропагандой иностранных туристов в Сочи не заманишь. Как считают эксперты НИУР, сотрудничество с иностранными туристическими компаниями должно выйти на более высокий уровень. Стоит привлекать не только туристов, но и туроператоров, а для этого необходимо обеспечить коммуникационные связи в области международного туризма.
Представим, что туристы, в том числе иностранные, поддавшись рекламе, дружно поедут в Сочи уже в ближайшие годы. По идее, их должны обслуживать местные жители, которых нужно обеспечить жильем. И это - еще одна проблема.
В 2008 г. в процессе строительства в Сочи находилось 1400 тыс. кв. м жилья. Наибольший объем строительства был отмечен в сегменте эконом-класса (39%), доля возводимого жилья бизнес-класса составила 34%, элитного - 27%. Согласно прогнозу социально-экономического развития, в 2009-2011 годах в Сочи будет построено более 2,1 млн кв. м жилья. Так, в 2009 году предполагалось построить 618,5 тыс. кв. м жилья, в 2010 году предполагается построить 714,7 тыс. кв. м, а в 2011 году - 769,8 тыс. кв. м. В результате обеспеченность жильем в Сочи возрастет до 20,8 кв. м на одного человека в 2011 году с 18,2 кв. м в 2007 году. Но это планы. Что же в реальности?
Полгода назад произошел резкий обвал цен на первичном рынке жилой недвижимости Сочи. С тех пор средняя стоимость квадратного метра практически не снижалась, отклоняясь от установленного уровня на 3-5%. Сегодня квадратный метр стоит здесь на 35% меньше, чем в сентябре 2008 года - 77 тыс. руб. Однако потребители не спешат возвращаться на первичный рынок, где больше половины объектов строится низкими темпами или не строится совсем. По оценкам MACON Realty Group, общий объем жилья в Краснодарском крае, которое не будет сдано в срок по причине замедления темпов строительства, составляет не менее 2 млн кв. м. И это только в четырех городах региона - Краснодаре, Сочи, Анапе и Геленджике. Из этого объема около 65% приходится на "замороженные" объекты. Сегодня в Сочи работы не ведутся по 25% объектов (355 тыс. кв. м). Впрочем, время построить достаточно квадратных метров для сочинцев пока есть. Но счет уже идет не на годы, а на месяцы.