Новости

04.12.2009 00:02
Рубрика: Экономика

За компанию

Топ-менеджеры "КД авиа" обвиняются в преднамеренном банкротстве предприятия

В Калининграде взяты под стражу председатель совета директоров обанкротившейся авиакомпании "КД авиа" Сергей Грищенко (он же основной владелец компании) и исполнительный директор предприятия Леонид Ицков. Впервые руководители авиакомпании берутся под стражу за преднамеренное банкротство.

Такое решение принял Гурьевский районный суд Калининградской области. Оба топ-менеджера подозреваются в злоупотреблении полномочиями и преднамеренном банкротстве авиакомпании (часть первая статьи 201 и статьи 196 УК РФ). Задержаны они были еще 30 ноября, а вечером 2 декабря - арестованы по постановлению суда прямо в зале заседания.

Как пришла к такому бесславному концу одна из крупных региональных авиакомпаний. Два года назад в аэропорту Храброво был создан хаб, обслуживающий до 9 миллионов пассажиров в год.

Однако к сентябрю этого года "КД авиа", которое являлось единым юрлицом с аэропортом, прекратила существование. Долгов перед лизингодателями, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации и аэропортами, а также своими сотрудниками компания накопила почти на 12 миллиардов рублей. Руководство "КД авиа" инициировало в областном арбитражном суде процедуру банкротства (она еще продолжается).

Когда у компании возникли в конце прошлого года финансовые трудности, ей была обещана поддержка со стороны властей. Сначала - в виде госгарантий на получение кредитов в коммерческих банках, а затем - в виде 4 миллиардов рублей из федерального бюджета. Деньги, уже поступившие в региональный бюджет из государственной казны, планировалось перечислить перевозчику через допэмиссию акций.

Однако в последний момент в региональном правительстве отказались от намеченного плана по финансовому оздоровлению компании. Как объяснил губернатор Георгий Боос, "КД авиа" не выполнила выдвинутых им условий. Так, организации было предложено провести допэмиссию акций на 7 миллиардов рублей, из которых ценные бумаги на 3 миллиарда были бы приобретены кредиторами в погашение обязательств, а на четыре - переданы правительству области.

Однако основной кредитор компании - банк "Санкт-Петербург", под чей контроль она перешла в конце прошлого года, не стал приобретать акции "КД авиа" на три миллиарда рублей вместе с ее долгами. Самостоятельно расплатиться с кредиторами авиаперевозчику не удалось.

Два месяца назад было возбуждено несколько уголовных дел. Одно - по факту невыплаты зарплаты работникам "КД авиа". Стюардессам, пилотам, техникам и прочим сотрудникам компания осталась должна порядка 450 миллионов рублей (это почти 90 процентов общего долга по зарплате в Калининградской области). Как утверждают в региональном управлении СКП, у предприятия имелись финансовые возможности рассчитаться со своими сотрудниками.

Вторым делом - по факту злоупотребления полномочиями и преднамеренном банкротстве авиакомпании - занялись в следственном отделе при Западном УВД на транспорте. Дело передано в главное управление МВД России по Северо-Западному федеральному округу в Санкт-Петербурге. Как сообщили там корреспонденту "РГ", за три года - с 2005-го по 2008-й - руководство "КД авиа" осуществило более двух тысяч приходных и расходных операций на сумму более 25 миллиардов рублей. Среди них немало было таких, что заключались со сторонними коммерческими организациями без очевидного экономического смысла для авиаперевозчика.

К примеру, руководство компании заключило с Сергеем Грищенко договор займа со ставкой в 0,1 процента, по которому на его счет было перечислено 300 миллионов рублей. Только 30 миллионов из этой суммы были возвращены компании. По словам губернатора области Георгия Бооса, на конец прошлого года общая сумма "дебиторки" калининградского авиаперевозчика была практически равна кредиторской задолженности и составляла около 6 миллиардов рублей.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Происшествия Правосудие Следствие Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Калининградская область Финансовые проблемы авиаперевозчиков