В пермском клубе смогли спастись лишь те, кто нашел выход наощупь

Из сгоревшего ресторана "Хромая лошадь", расположенного в самом центре Перми, в 200 метрах от краевой администрации, у посетителей практически не было шансов спастись. 

В ночь с пятницы на субботу пермский клуб "Хромая лошадь" приглашал своих постоянных гостей приходить в костюме новорожденных, с колпачками, сосками и дудочками - до полуночи ряженым "младенцам" обещали свободный вход. "Хромая лошадь" - один из популярнейших ресторанов в самом центре Перми - праздновал свой восьмой день рождения. По этому случаю в клубе собралась многочисленная публика - в рассчитанном на 250 мест ресторане, общей площадью 500 квадратных метров, могли разместиться до 400 человек

Во втором часу ночи 4 декабря на телефон пожарной связи поступило сообщение о том, что в клубе "Хромая лошадь" произошел "хлопок, есть пострадавшие". Огнеборцы прибыли к горевшему ресторану в считанные минуты - пожарная часть, по счастливой случайности, находится в 100 метрах от "…лошади". Прибыли и обнаружили "незначительное горение и сильное задымление". Однако, первые данные о погибших и пострадавших ошеломительные: прибывшие на место трагедии сотрудники МЧС извлекли из сгоревшего ресторана тела 94 погибших человек. Все свободные в городе кареты скорой помощи - 35 машин - едва успевали развозить пострадавших по близлежащим больницам. Около 140 раненых разместили в восьми пермских больницах и медсанчастях, расположенных во всех районах города. Самых тяжелых больных - около 30 человек - сразу доставили в ожоговый центр закамского района Перми.

- К нам начали доставлять пострадавших во втором часу ночи, - говорит Владимир Грязнов, главный врач пермской городской клинической больницы №2. - Поступило семь человек, в очень тяжелом состоянии: ожоги второй и третьей степени, с поражением 95 процентов кожных покровов, с ожогами дыхательных путей. Сейчас пятеро пострадавших находятся в реанимации, на искусственной вентиляции легких. Мы делаем все возможное, чтобы спасти их жизни, но делать прогнозы - выживут эти люди или нет - невозможно. От врачей в этом случае уже немногое зависит. 

На бумажном листке, который главный врач нервно теребит в руках, только что отпечатаны отделения, в которых разместили пострадавших, их имена, фамилии и возраст: 39 - 40 лет. Реанимация, реанимация, реанимация…  
 
Ночью в штабе местного управления МЧС России постоянно - каждые десять-тридцать минут - уточнялась страшная статистика жертв пожара. Через час после трагедии к 94 погибшим прибавились четверо умерших в реанимациях пермских больниц, еще через час - погибших было 112 человек. 

К оцепленному помещению ресторана "Хромая лошадь" после пожара пришли и приехали родственники и знакомые людей, которые могли в тот вечер находиться в клубе. Люди пытались дозвониться до родных по сотовым телефонам - чаще всего телефоны абонентов молчали. Люди начинали паниковать от полной неизвестности за судьбу своих близких. 

- Мне позвонила жена, я был ночью на работе, - рассказывает Дмитрий. - В доме, к которому пристроен клуб, живет мой отец. Я помчался к нему, узнать, как он. К счастью, с отцом все оказалось в порядке - жилой дом не пострадал, даже окна не выбиты. Но страху мы натерпелись: знакомый, который работает охранником в развлекательном центре в соседнем от "…лошади" квартале видел, как из клуба выбегали горящие люди и в состоянии шока пробегали весь этот квартал… 

Милицейский кордон, стоявший в оцеплении у "Хромой лошади", не пропускал пытавшихся прорваться внутрь здания обезумевших людей. Толпу пытались настроить на конструктивный лад. 
 
- Не стойте здесь, идите сдавать кровь - штаб уже развернут, медики уже работают, - убеждали сотрудники МЧС Пермского края. - В выходные дни, при таком количестве жертв, в Перми точно остро будет не хватать препаратов крови. 

Зеваки, пришедшие к "Хромой лошади" с бутылочкой пива, с горечью рассказывали, что их выгнали из соседних клубов: все рестораны неподалеку от "…лошади" закрылись той же ночью в "знак траура". 

Свидетели, оказавшиеся у ресторана, стали восстанавливать первые минуты трагедии. 

- Нам позвонили знакомые около двух часов ночи: "Вы не в "…лошади"?!", - рассказывают Игорь, его жена Марина и подруга Юлия. - Мы с другом по чистой случайности не оказались в баре - нас жены со скандалом уговорили не ездить туда тем вечером. А вообще мы две недели назад отмечали в "Хромой лошади" день рожденья, на следующей неделе собирались там же отмечать именины. Клуб этот очень нравился из-за своей специфики - здесь собирались взрослые люди, около 30 лет, в "…лошади" не было подростков и случайной публики. 

Когда мы узнали о пожаре в этом клубе - поехали сразу на место - и мы ехали в потоке машин скорой помощи. 

Свидетелей первых минут трагедии в ресторане "Хромая лошадь" оказалось очень мало. Специалисты МЧС выносили на носилках жертв через запасной выход ресторана - со стороны жилого дома, к которому он примыкает. И складывали тела погибших прямо в сквере, рядом с центральным входом клуба - их было очень много, все было в крови. Люди, которые вместе с нами приехали к клубу, стояли и плакали навзрыд.  

- Бригады хирургов, которых вызвали к ресторану, - рассказывают другие свидетели, - приехали и несколько недоуменно ходили по скверу, усеянному телами. Они не могли понять, чем же они уже могут помочь…  

В оперативном штабе МЧС через полтора часа после трагедии стали появляться первые данные о пострадавших и адреса клиник, куда они могли быть доставлены. Но пока не появились точные данные о всех жертвах пожара, родственникам пострадавших приходилось объезжать больницы и медсанчасти в поисках своих родных. Списки раненых, привезенных из пресловутого ресторана, некоторые больницы оперативно вывешивали на своих входных дверях. Медсестры вручную дописывали на только что отпечатанных листках имена, фамилии вновь прибывших пострадавших. И, вероятно, вычеркивали из списка живых тех, кто уже умер в реанимации.

Корреспондентам "РГ" удалось поговорить с пострадавшими в больницах Перми. Как оказалось, больше всего шансов выжить в этом страшном пожаре в ресторане было у сотрудников клуба. На вопрос журналиста: "Могли ли спастись посетители?" - они отвечали: "Конечно, нет!".
 
Одна из пострадавших в пожаре, молодая девушка по фамилии Селезнева, самостоятельно пришла в больницу спустя несколько часов после трагедии, с ожогом первой степени.  

- Я работаю в "Хромой лошади", я аниматор, - рассказала девушка. - В час ночи только-только началось развлекательное шоу - я успела станцевать первый танец. По традиции этого заведения здесь поздравляют тех гостей, у кого в день вечеринки - день рождения. Им дарят шампанское. И вот их стали вызывать: "Именинники - на сцену!". Я поставила им на столик бокалы и стала наливать шампанское. В это момент, слева от сцены, под потолок взлетел фейерверк. Потолок сразу загорелся, вспыхнул моментально - он же весь деревянный, отделан хворостом! Потом сразу загорелась проводка, погас свет, пополз дым. Я побежала в подсобку, в гримерную, бежала вот так, - девушка сгибается пополам и закрывает лицо руками. - Я уже сквозь огонь бежала! Тут стал падать потолок - прямо на голову, у меня волосы едва не опалило, - девушка-аниматор наклоняет голову, демонстрирует сильно взлохмаченную прическу. - В общем, меня спасло только то, что я знала, где в клубе находится запасной выход. Понятно, о том, что он находится на втором этаже, в закутке, за кухней - знали только сотрудники. Света не было, я задыхалась, добиралась до этой двери на ощупь… Когда я выходила из клуба, там уже МЧСники выносили тела. Паника была страшная - для 300 человек посетителей были только одни узкие двери, там была страшная давка… 

У девушка-аниматора оказалось сильно обожженным плечо. Она уходит из больницы сама, в сопровождении своей сестры, накинув пуховик на вспухшее от толстой повязки плечо.  

Никто из выживших при пожаре в "Хромой лошади" не упомянул о сработавшей пожарной сигнализации - ее попросту не оказалось

-Там же все деревянное, горит как факел - это я теперь точно знаю, - говорит Селезнева. - А есть ли там система пожаротушения - об этом ничего не известно.


 

Задайте вопрос главе МЧС Сергею Шойгу