Он всегда появляется на пресс-конференциях неожиданно. Стремительно пробегает по проходу мимо еще не успевших сориентироваться журналистов и занимает место за трибуной с натовской эмблемой. Говорит рублеными, короткими фразами, словно генерал на плацу.
Но все же, как сообщили источники "РГ", именно благодаря поддержке генерального секретаря альянса Андерса Фога Расмуссена, министерская встреча Россия-НАТО прошла успешно. По словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, "впервые за несколько лет она завершилась конкретными результатами".
"Мы не говорили в деталях", - эту фразу Расмуссен повторял многократно, особенно когда ему приходилось отвечать на наиболее острые и даже провокационные вопросы прессы.
Он сообщил, что, кроме США, еще 25 стран отправят в Афганистан около семи тысяч военнослужащих. Тщательно подбирая слова, Расмуссен дал понять: альянс, возможно, услышит новые предложения России по афганской проблематике в ходе предстоящей встречи с Лавровым.
Впрочем, те, кто знал "кухню" происходившего в эти дни в Брюсселе, понимали, насколько много генеральный секретарь альянса поставил на карту.
В прессе, в том числе российской, широко обсуждался демарш постоянного представителя Канады при НАТО, который за два дня до начала министерского Совета заявил, что его страна не подпишет уже подготовленные к встрече документы. В ответ постпред России Дмитрий Рогозин покинул зал заседаний.
Позже, когда конфликт удалось сгладить, отвечая на вопрос "РГ", Рогозин назвал свои действия "эмоциональной реакцией". "Вы ее заранее согласовали с кем-либо?" - продолжал расспрашивать я. "Не хотел бы отвечать на этот вопрос", - хитро улыбнулся мой собеседник. И уже серьезно добавил: "Мы ничего не делаем просто так".
Об этом же говорили "РГ" источники в российской делегации. Они также высказали предположение, что действия Рогозина были заранее известны высшему руководству страны. Тем более что вопрос, из-за которого возник конфликт, имел принципиальный характер.
Как стало известно "РГ", Москва настаивала на внесении в резолюцию Совета России-НАТО ряда инициатив по общеевропейской безопасности, выдвинутых президентом Дмитрием Медведевым. Эти предложения обозначали цель сотрудничества с НАТО: совершенствование системы безопасности на континенте. Однако Канада, при поддержке Британии и прибалтийских государств, выступила против упоминания российских инициатив в итоговом документе.
Только во многом благодаря настойчивости генсека альянса, который сумел убедить настроенных наиболее непримиримо постпредов не препятствовать диалогу НАТО с Россией, был найден компромисс.
Инициативы президента Медведева были включены в подготовленные к подписанию итоговые документы. Однако другое требование нашей страны - более активное участие России в различного рода комитетах и комиссиях, связанных с проведением афганской операции, было отвергнуто. Со своей стороны Москва не стала заострять внимание на этом вопросе. Но отказалась снять его полностью с повестки дня.
Отвечая на вопрос "РГ" о том, рассматривалось ли на министерской встрече повышение уровня участия Москвы в планировании афганской операции, Лавров, в частности, обозначил позицию нашей страны так: "Мы в афганской операции не участвуем, поэтому к ее планированию отношения не имеем. Однако оказываем поддержку многим странам, имеющим контингенты в стране". "Наверное, было бы полезно говорить не о военном планировании, а о политико-стратегическом, тех шагах международного сообщества, которые помогут афганцам взять ситуацию в стране в свои руки, избавиться от внешней опеки. Здесь участие России необходимо", - добавил министр.
Видимо, для того чтобы избежать любого рода неожиданностей при обсуждении итоговых резолюций Совета, Лавров перед его началом провел переговоры со своими коллегами из Британии и Канады - стран, которые выступали против российских инициатив.
Правда, не обошлось без накладок. К счастью, они носили сугубо организационный характер. "У нас есть контакт с англичанами?" - этот вопрос в иных обстоятельствах, имевший двусмысленный характер, часто звучал перед началом переговоров Лаврова и министра иностранных дел Британии Дэвида Милибэнда.
Особенно когда оказалось, что глава британского внешнеполитического ведомства освободился несколько раньше, чем предполагалось. В ожидании своего российского коллеги, Милибэнд явно скучал. Пару минут он почитал бумаги, принесенные его помощником. Затем стал быстро ходить вдоль переговорной, резко поворачиваясь на поворотах на каблуках. Из приоткрытой двери доносились его реплики: "ужасная демократия", "все только и говорят: завтра и завтра".
Впрочем, с появлением Лаврова настроение британского министра мгновенно улучшилось. На его лице появилась широкая улыбка. Особенно после того, как глава российского МИДа абсолютно искренне приветствовал его со словами: "Сорри, Дэвид, сорри".
В приемной генерального секретаря НАТО Фога Расмуссена по стенам развешаны большие фотографии. На снимках - солдаты альянса помогают местному населению в различных частях мира. В книжном магазине, работающем на территории натовского комплекса, продают книги Набокова и Троцкого. Из коридора, ведущего в ту часть здания, где расположены "личные покои" Расмуссена, видны растущие во дворе вполне "русские" березки. Теперь, после завершения министерского совещания Россия-НАТО, появилась надежда, что в этом здании и впредь будет присутствовать "русская" повестка дня.
Брюссель-Москва
Дмитрий Рогозин, Постоянный представитель России при НАТО:
- Разница очевидна, она просто бросается в глаза, между тем, что было в НАТО до сих пор и тем, что сейчас складывается, при новом руководстве. Это лишний раз доказывает то, что от человека много чего зависит. Не люблю бросать камень в кого-то, в людей, которые уже ушли, но Расмуссена все-таки отличает то, что он явно не функционер. Он точно политик. И он человек с определенными принципами и взглядами. Судя по всему, для него вовлечение России в какие-то общие дела с Западом - это вопрос очень важный. Он однажды даже мне сказал, что хотел бы повлиять на то, чтобы преодолеть исторический раскол, который сопровождал Восток и Запад в течение всего ХХ века. Цель, я мягко скажу, более чем амбициозная. Но нас она абсолютно устраивает, у нас такая же цель - возвращение России в оркестр европейских народов. Поэтому министерский Совет Россия-НАТО, на удивление, прошел очень легко. Конфликтные темы просто обозначались, но никто не входил в суть этих разногласий. В результате всех наших баталий, которые проходили в последние несколько дней, российской стороне удалось принять документы со всеми нашими поправками. Все, что мы хотели на переговорах от НАТО, все вошло в текст.