Правительство Москвы в ближайшее время внесет в гордуму проект закона "О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в городе Москве". Одним из мотивов его разработки стало желание городских властей уберечь москвичей от шума.
"В территориальное управление Роспотребнадзора по Москве каждый день поступает около 800 жалоб на шум в городе", - рассказали корреспонденту "РГ" в этом ведомстве. Каждая пятая жалоба - на шум от наземного транспорта. Оказывается, он вносит немалую лепту в какофонию звуков мегаполиса. Если по санитарным нормам предельный уровень шума днем от транспорта не должен превыщать 35-40 децибел, то у жилых домов по Дмитровскому шоссе он составляет 70-72 децибела, на Ленинском, Комсомольском проспектах, проспекте Мира - 75-78, а на Садовом кольце - даже 80. Больше всех беспокоит горожан автобус - он производит шум на уровне 90-92 децибел. На втором месте стоит трамвай с его 82 децибелами. Троллейбус со своими 70 децибелами отстает ненамного. Нормам же в городе пока отвечает всего 35 процентов троллейбусов и трамваев.
Нарушителей тишины законопроект предлагает привлекать к административной ответственности и штрафовать. На какую именно сумму, говорить пока рано, так как проект отправлен на доработку. Но уже сейчас в департаменте транспорта и связи, где и разрабатывается документ, как сообщила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Елена Крылова, специалисты консультируются, что можно конкретно предпринять для уменьшения транспортного шума в городе. Способов предлагается немало. Один из них - шире использовать на московских магистралях шумопоглощающее дорожное покрытие. Например, асфальт с повышенной пористостью позволил снизить уровень шума на дорогах Германии на 4-5 децибел. Есть способ добиться и того, чтобы неслышными стали троллейбусы. Для этого их оснащают эластичными амортизаторами.
Звон трамвая возникает, как правило, из-за того, что его колеса бьются о рельсовые стыки. Поэтому специалисты предлагают начинать борьбу за бесшумность этого экологически чистого вида транспорта именно с рельсов. Что для этого нужно делать, убедительно демонстрирует пример Бутовской линии метро. Здесь после жалоб жителей на шум от проходящих поездов уложили бесстыковые пути. Это можно сделать и при укладке трамвайных путей. А если на рельсах вообще не будет никаких шероховатостей, то исчезнет еще один источник шума - скольжение самого состава по рельсам.
Можно поступить еще проще - пустить по городу "тихие" трамваи. Конечно, закупка новых вагонов и модернизация путей потребуют некоторого времени, но правительство Москвы не исключает и такой вариант.