Алексей Спирин: Станислав Сухина стал лучшим арбитром, так как провел больше всех важных матчей

- Алексей Николаевич, накануне в Кейптауне состоялось экстренное заседание исполкома ФИФА, на котором обсуждались инциденты, произошедшие в ходе стыковых матчей ЧМ-2010, в частности, игра рукой Анри в матче с ирландцами.

- В данном вопросе я бы выделил два момента. Первое - было совершенно очевидно, что ирландцам откажут в переигровке матча, я уже не говорю о включении сборной Ирландии в состав участников ЧМ-2010 в качестве 33-й команды. Это нонсенс, конечно, ведь есть спланированный календарь, сверстанные телетрансляции.

Второй аспект, собственно, анализ момента с Анри. К сожалению, я вынужден констатировать, что философия  fair-play, провозглашенная ФИФА несколько лет назад, перестала действовать. Зацепы, захваты, симуляции давно вошли в арсенал футболистов. Каждый пытается добиться незаслуженного преимущества. Не сработала концепция fair-play и в голове Анри. Это вам не Игорь Александрович Нетто.

- Анри не считает себя обманщиком. В тоже время, он счел возможным для себя воспользоваться ошибкой судьи. А что же Ханссон, неужели он не мог поинтересоваться мнением француза?

- Я ни в коем случае не снимаю вину с арбитра.  Его позиция не позволяла правильно оценить эпизод, однако он мог посоветоваться с помощниками и, наконец, спросить у Анри. В тоже время, в запале футболист может ответить все что угодно. В моей практике был похожий случай. Я назначил пенальти, но до конца не был уверен в своем решении. На мой вопрос, кто же нарушил правила, один из футболистов ответил: "Вы судья, разбирайтесь сами". И он был прав. Окончательное решение принимает рефери. Это во дворе можно друг у друга спрашивать, а на таком уровне подобные вопросы не всегда уместны.

- Помимо эпизода с Анри, на исполкоме рассматривались перспективы видеоповторов и дополнительных судей. В обоих случаях было решено повременить с нововведениями.

- Надо сказать, что принятые на исполкоме решения являются ожидаемыми для нынешнего состояния всего футбола. Если говорить о дополнительных рефери, да, сейчас в Лиге Европы проводится эксперимент, однако пока нельзя сказать, что нововведение отлично себя зарекомендовало. Действительно, в определенных моментах такие судьи могут очень помочь, тем более что сейчас им разрешено выходить в поле. Но даже если взять эпизод с Анри, дополнительный судья, выйдя в поле, запросто мог не видеть момента, быть перекрытым футболистами. Эксперимент УЕФА еще продолжается, и ФИФА видимо решила не рисковать. Кстати наличие дополнительных судей существенно изменит методику судейства. Рефери придется двигаться иначе, иначе выбирать позицию. Следовательно, претерпит изменения трактовка эпизодов, которая зависит, в первую очередь, от угла восприятия.

Теперь что касается видеоповторов. По данному вопросу позиция ФИФА известна: судья такой же участник игры, как и футболисты. Сторонники видеоповторов часто приводят в пример "ястребиный глаз" в теннисе. Но футбол - это совсем другая игра с большим количеством участников, с  большими размерами поля, с более сложными правилами игры. И потом, футбольные правила должны быть универсальны для всех, будь то участники чемпионата мира, дети во дворе или девушки. О каких видеоповторах может идти речь во дворе? Вот поэтому я считаю, что ФИФА приняло разумное, взвешенное решение, отказавшись от новшеств.

- Алексей Николаевич, все новшества предлагаются с целью избежать дальнейших судейских ошибок. Но что же делать судье, если он все-таки ошибся? Как, сознавая свою вину, продолжать судить матч?

- Это очень хороший вопрос. Мне часто приходится беседовать на эту тему с молодыми судьями. Итак, если судья ошибся в оценке эпизода и  осознал свою ошибку до возобновления игры, он вправе отменить свое решение и продолжить игру. В моей карьере, кстати, такое случалось. Если же момент, что называется, "заигран", судья ни в коем случае не должен исправлять свою ошибку другой ошибкой. Это глупость. Пытаясь исправиться, рефери невольно начинает проявлять симпатию к пострадавшей команде. Надо продолжать судить, всем видом показывая, что все в порядке. А уже после матча можно публично признать свою ошибку, правда, для этого нужно иметь определенное гражданское мужество и нравственную позицию.

- Швед Ханссон, норвежцы Эвребе и Хауге. Вам не кажется, что скандинавские судьи слишком часто стали допускать судьбоносные ошибки? Это стечение обстоятельств или закономерность?

- Никакой закономерности здесь нет. Остальные судьи ошибаются не меньше. Другое дело, как это все преподносится у нас в прессе. Что касается скандинавских рефери, кредит доверия к ним был всегда велик. Они с давних пор известны своей независимостью, авторитетностью и объективностью, что позволяет УЕФА и ФИФА делать на них ставку. Единственная проблема - уровень национальных скандинавских чемпионатов. Он невысок, а это значит, что судьям выпадает судить не так много сложных напряженных матчей. Поэтому можно говорить, что скандинавам в какой-то степени не хватает хорошей практики.

- Влияет ли национальность судьи на его манеру судейства?

- Я бы предпочел говорить не о манере, а о тактике судейства. Я уже упоминал, что арбитры являются непосредственными участниками игры. Но футбол в каждой стране разный. Английский стиль отличается, например, от итальянского. Отсюда разный подход к тактике судейства, к оценке правильности борьбы за мяч в единоборствах. Где-то футбол жесткий, атлетичный, а где-то мягкий и техничный, когда нужно свистеть малейшее нарушение.

Во избежание разночтений, ФИФА и УЕФА регулярно проводят семинары для судей, на которых вырабатывается единая трактовка спорных эпизодов.

- Алексей Николаевич, прошедший сезон запомнился нешуточными страстями в судейском корпусе. Демарш Егорова, публичные обвинения Захарова в адрес Зуева. Что происходит в "королевстве"?

- Понимаете, эти демарши, как вы их называете, они всегда были, есть и будут. Ничего особенного. На самом деле в каждом сезоне что-нибудь да происходит. На мой взгляд, многое связано с тем, что сейчас выстраивается новая система управления судейством и инспектированием. Решение о создании нового судейско-инспекторского комитета было принято еще в феврале, но с тех пор ничего не изменилось. На мой взгляд, на сегодняшний день есть определенный дисбаланс в системе управления судейством и инспектированием, в системе воспитания молодых арбитров.

- Судейско-инспекторский комитет и КФА функционируют порознь, это правильно?

- Так было всегда. Наверно, в этом наша национальная особенность, хотя подобная практика существует и в некоторых странах Европы. У нас же исторически сложилось так, что инспекторы выполняли не только свои прямые обязанности по организации матчей, но и занимались упреждением элементов необъективности.

В нашем профессиональном футболе за год играется почти три тысячи матчей, и в каждом случае требуется квалифицированная, объективная оценка. Вот поэтому наши независимые организации всегда были разделены. Теперь вот посчитали, что пора нас объединить, тем более что существует соответствующая рекомендация УЕФА. Это связано с повышенным вниманием к качеству собственно судейства, так как предполагается, что с необъективностью в Европе давно покончено.

- РФС и КФА опубликовали свои версии лучших судей. В обоих случаях среди лауреатов Станислав Сухина. Вы можете прокомментировать этот выбор?

- Мне сложно однозначно комментировать решения РФС и КФА, так как не знаю критериев их выбора. Что касается РФС, по-моему, у них нет строгой критериальной схемы, и, возможно, Сухина стал лучшим, так как провел больше всех важных матчей. Хотя если посмотреть с технической точки зрения, у Стаса было немало просчетов, так же как и у других. Я бы сказал, что выбор РФС скорее эмоциональный.

КФА не стала называть лучшим одного судью, а опубликовала пятерку лучших арбитров. Я думаю, это более взвешенный подход, так как у всех ребят были недочеты, но в целом эти пятеро провели очень хороший сезон, не раз выручая в трудных матчах.

- ФИФА опубликовала список из 10 российских судей, которые могут быть допущены к обслуживанию международных матчей в следующем году. Это много или мало?

- На самом деле, у вас не совсем верная информация. ФИФА еще ничего не опубликовывала. Каждый год в октябре месяце национальные федерации посылают в ФИФА список своих судей, рекомендованных ими к судейству на международном уровне. Максимальная квота - десять рефери, плюс столько же ассистентов. Эту квоту имеют страны с наивысшей судейской репутацией, такие как Германия, Испания, Италия. У России восемь мест. Надо признаться, что бывали времена, когда у нас не набиралось судей и на эти позиции. Сейчас с этим вроде все в порядке.

В нашем списке два новичка: Владимир Петтай и Сергей Карасев. Новички будут вызваны УЕФА на специальные сборы, где проверят их физические кондиции, владение иностранным языком, посмотрят, что они из себя представляют. Затем они будут включены в четвертую, низшую, группу судей. Особо талантливые ребята попадут в отдельную группу: с ними будут работать лучшие в прошлом судьи по программе "Таланты и наставники". По мере прогресса, рефери могут продвигаться по группам: так, Алексей Николаев начинал в четвертой группе, а теперь он уже во второй.

Оба наших новичка, на мой взгляд, достаточно интересные, сложившиеся арбитры. Петтай чуть постарше, и ему, конечно, будет сложнее пробиваться, однако у него очень привлекательная манера судейства, отличные физические данные.

Особым образом, наверняка, будет рассматриваться Сергей Карасев. Я, если честно, и не припомню, когда от нашей страны в ФИФА делегировался столь молодой арбитр (30 лет). Единственный его минус - нехватка опыта. Но Сергей быстро растет, умеет анализировать свои ошибки, у него хорошие перспективы. Надеюсь, в лице Карасева мы получим арбитра высокого уровня, который сможет достойно представлять нашу страну на крупнейших футбольных форумах.