7-11 декабря проходит первый официальный визит в Россию за всю историю канадско-российских отношений правительственной делегации канадской провинции Квебек во главе с премьер-министром этой провинции Жаном Шарэ и министром международных связей и франкофонии Пьером Арканом. Будут проведены переговоры с представителями российского правительства, мэрий Москвы и Санкт-Петербурга. Этот визит будет сопровождаться экспозицией производственных, экспортных и научных возможностей 14 квебекских компаний, специализирующихся на инфраструктурных, промышленных, транспортных и телекоммуникационных проектах. Основная цель "десанта" квебекского бизнеса в России - создание условий для большей доступности российского рынка для экономики Квебека.
Провинция Квебек представляет собой хотя и иноязычную, но составную часть общеэкономического пространства Канады. Сложившееся в Канаде за многие десятилетия разделение труда выдвинуло Квебек на ведущие позиции в стране по освоению и переработке металлургических и лесных ресурсов, по применению современных технологий в нефтепереработке, а также по использованию транзитного потенциала и развитию экономических отношений с Францией. Традиционная ставка на малый и средний бизнес, всячески поддерживаемый государством и местными властями, в условиях комплексной государственной защиты интересов местных товаропроизводителей и потребителей позволяет Квебеку успешно преодолевать не только последствия мировых кризисов, но и сохранять устойчивые темпы экономического роста в периоды международных военных конфликтов, как, например, в годы Второй мировой войны. Именно такая внутри- и внешнеэкономическая политика Квебека, да и всей Канады, позволила всем ее провинциям резко увеличивать производство и экспорт все большего ассортимента разнообразных товаров в 1939-1945 годах.
Однако разнообразные сырьевые ресурсы Квебека, прежде всего это металлургические и лесные, отнюдь не стали, да и сегодня не являются главным "средством выживания" этой провинции. Еще в начале ХХ века там была основана и с тех пор постоянно развивается как глубокая переработка этого сырья, так и производство технологий, подчеркнем, для комплексного использования имеющихся природных ресурсов. Та же линия промышленной политики характерна для всей Канады. Поэтому она давно выступает на мировом рынке как крупный производитель - экспортер разнообразных технологий и продуктов глубокой переработки сырья.
Что касается нефтепереработки, сырье поступает на созданные в 1950-1970-х гг. квебекские НПЗ из других провинций Канады по нефтепроводам. До четверти объема сырья - импорт. Глубина переработки сырья на этих предприятиях ныне превышает 80%, так они изначально сориентированы на выпуск разнообразного ассортимента не только топливных продуктов, но и нефтехимических полуфабрикатов. Кстати, по уровню промышленного освоения природных ресурсов и по глубине их переработки Квебек, как и Канада в целом, давно занимает одно из первых мест в мире. Причем квебекские металлургия, нефте- и лесопереработка обладают минимальной в мире энерго- и материалоемкостью благодаря постоянному внедрению инноваций, особенно ресурсо- и энергосберегающих технологий. А развитие научных исследований в этих отраслях - в рамках специализированных научно-производственных групп - было и остается одним из главных акцентов промышленной политики Квебека.
Другое дело - "экспортно-сырьевые" страны, добывающая, нефтеперерабывающая и лесная отрасли которых давно сориенти.рованные на "быстрые" доходы, характеризуются экстенсивным и экологически ущербным освоением сырьевой базы. Проще говоря, лишь бы побыстрее и побольше отправить сырья на экспорт...
Скажем, если на постсоветском пространстве уровень освоенности эксплуатируемых сырьевых месторождений и лесопромышленных территорий ныне не превышает 65% от их ресурсной "начинки", то в Квебеке этот показатель - минимум 85%. Потому что в экспортно-сырьевой экономике добывается лишь то, что требует меньших затрат и гарантирует больший объем экспорта.
Многие североамериканские исследователи отмечают, что не только франкоязычный Квебек, но и его экономика остаются значимыми факторами в Северной Америке, точнее, в Североамериканской зоне свободной торговли (США, Канада, Мексика, Багамское содружество).