Канадские компании осенью 2009 года заявили об изменении своих планов по закрытию некоторых крупных железорудных месторождений в провинции Квебек. В связи с ростом спроса на эту продукцию как в Канаде, так и в США, КНР, на Тайване и в ряде европейских стран. Так, один из крупнейших в Западном полушарии карьер Монт-Райт (Mont-Wright) на северо-востоке Квебека должен был закрыться 26 июля минимум на месяц. Но это решение затем было отменено на неопределенный срок, поскольку, как недавно сообщил СМИ представитель канадского металлургического бизнеса Мартин Симард: "Мы видим, что относительно быстро спрос растет в Китае, Бразилии и многих других странах с развивающейся экономикой. Но особенно активно растет спрос в Китае".
Отметим в этой связи, что концентрат железной руды с Монт-Райта направляют в Порт-Картье (Квебек) - на северный берег реки Святого Лаврентия, где на тамошнем заводе это сырье перерабатывают в высококачественные окатыши и затем развозят их более чем в 20 государств.
Эксперты, изучающие тенденции развития квебекской и "общеканадской" металлургии, полагают, что развитие именно зарубежного спроса - в дальневосточных и некоторых латиноамериканских странах - становится главным фактором долгосрочного развития железорудной отрасли Квебека.
Квебек занимает одно из первых мест в Северной Америке и в мире по промышленным запасам высококачественных железных руд. Причем их ресурсы сосредоточены в основном вблизи морских портов, что существенно удешевляет добычу и отправку этого сырья на экспорт.
Наиболее крупное месторождение Ноб-Лейк (Knob Lake) - в центральной части полуострова Лабрадор, на северо-западном берегу одноименного озера в провинции Квебек. Промышленные запасы этих руд, в которых содержание железа превышает 50%, почти 500 млн тонн. Разработки там начаты 55 лет тому назад, в 1954 году. Вывоз руды в другие страны традиционно осуществляется через порт Сет-Иль (на берегу залива Святого Лаврентия), с которым близлежащий горнопромышленный поселок Шеффервилл соединен электрифицированной железной дорогой.
Квебекская металлургия, особенно добыча железной руды, многие десятилетия была "привязана" к спросу в основном в США, однако активное развитие внешнеэкономических связей Квебека с другими странами с конца 1940-х годов вывело эту квебекскую отрасль на другие зарубежные рынки. Многие канадские аналитики убеждены, что растущий спрос на квебекскую металлопродукцию во все большем количестве стран позволил этой отрасли не только избежать поглощения корпорациями США, но и совершенствовать технологию разведки, добычи и переработки квебекского железорудного сырья.
В Квебеке развивается также добыча золота и серебросодержащей руды, по ресурсам которых эта провинция тоже занимает одно из первых мест в Северной Америке. Так, с осени-2009 увеличено финансирование соответствующего проекта Мелартик (Malartic) в Квебеке - до 130 млн канад. долл. (120 млн долл. США). Общие промышленные запасы золота и серебра этого месторождения почти достигают 200 тонн, а долговременная рентабельность проекта подтверждена недавними исследованиями. К 2012 году планируемый объем добычи здесь по золоту составит 19 тонн, по серебру - 24 тонны. А пик этого показателя придется на 2014 год: 20 т по золоту и 26 т - по серебру.
А недра Квебека содержат и алмазы. В 2008 году в районе Рем было добыто 1286 единиц алмазов, причем 26 из них оказались розового, янтарного и желтого цветов.
Освоение ресурсной базы провинции началось в 1950-х, когда правительство Канады разрешило Квебеку получать займы в США. Они стали первыми крупными инвестициями в экономику Квебека. Эти средства были направлены в разработку полезных ископаемых по всей провинции. А также в создание крупнейших в Северной Америке гидроэлектростанций на базе колоссальных квебекских гидроэнергоресурсов (в основном на севере провинции). Частью этого электричества расплачивались с США по упомянутым займам.Так что энергообеспечение индустриализации Квебека было подготовлено заблаговременно.