Обе певицы - португальская и российская - хорошо известны в Европе благодаря самобытному использованию в репертуаре национальных фольклорных корней.
Обе артистичны, имеют массу поклонников, продолжателей. Впрочем, в этот раз Эвора и Желанная поставили себе диаметрально противоположные задачи, и соперничества уже не получилось.
На прошлых российских гастролях Сезарии Эворы был аншлаг. Темнокожая португальская певица, внешне абсолютно не похожая на звезду, а скорее на добрую и душевно-лихую деревенскую бабушку (только родившуюся на острове Сан-Висенте), лихо распевала и отплясывала босиком свои нехитрые, но затейливые мотивчики. Зал вначале смотрел с умилением, потом заворожено и наконец уже восхищенно - подпевая и невольно притоптывая в такт влекущим и экзотическим ритмам. В ней синтезировался удивительный заряд позитивизма и теплоты. Дебютировала Сезария еще в двадцать лет, в портовом баре города Минделу. Кто-то из посетителей просил спеть что-то на заказ, она с лета ловила мелодию. И в итоге с годами Эвора стала главным хранителем всех самых красивых португальских народных песен. А глубокий, чувственный, довольно низковатый для женщины вокал плюс умение петь проникновенно и раскованно, в чарующих португальских и креольских ритмах, сделали ее одной из главных звезд мировой фолк-музыки.
Вдумчивому вокалу Сезарии прежде очень не хватало жанрового разнообразия и интенсивности материала. Ее новый фолк-альбом - народная музыка уже в самом широком смысле: понятная, искренняя, безыскусная, привольная. Без желания понравиться. А оттого - неумолимо чарующая буквально с первых тактов самую широкую и интернациональную аудиторию. А чтобы больше людей понимали, о чем она поет, Эвора даже снабдила буклет Nha Sentimento текстами не только на португальском, но и на английском языке. Придирчиво отбирала у композиторов и поэтов песни для этого диска. Музыкантов и бэк-вокалистов задействовала как никогда много - 20 человек...
А в то же время одна из главных соперниц Эворы в world music - москвичка Инна Желанная - будто намеренно записала альбом с абсолютно противоположным вектором. В отличие от португалки она продолжила свои изыскания аутентичной музыки российской провинции: взяла за основу песни Архангельской, Смоленской, Тверской, Белгородской областей. Причем голоса бабушек и их душевные, искренние исполнения хором добавляют диску "Кокон" колорита и безыскусности. А под пение бабушек Инна не банально подкладывает электронные тембры, сама исполняет основные вокальные партии. И время от времени выпускает на звуковые дорожки своего скрипача, саксофониста, а еще - даже английского гитариста и басиста Трея Ганна, известного по работе в King Crimson. Состав вполне лаконичный, музыка - не направленная на широкую популярность. Особенно показателен девятиминутный номер "Манечка", в котором спонтанный деревенский хор драматично звучит, дополняемый гнетущими, почти индустриальными синтезаторными тембрами.