Об этом шла речь на межрегиональной конференции, которую провели Институт образовательной политики "Эврика" и минобрнауки.
Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова заявила сразу: "ЕГЭ - только один из инструментов, с помощью которого можно оценить уровень освоения образовательных программ". И не надо его демонизировать. В том смысле, что единый госэкзамен не может быть единственным мерилом качества работы учителя и критерием финансирования школы. А то, глядишь, деньги получат только школы некоторых республик на Северном Кавказе, где было больше всего стобалльников. Хотя ясно, что система стала востребованной обществом. Но что дальше?
По мнению Галины Ковалевой, заместителя генерального директора Института педагогических измерений, нам нужно многому поучиться за границей. Там тоже, как и в России, тестирование выявило огромное количество неуспевающих и появились такие программы, как "Ни одного отстающего", это в США. В Англии образовательный процесс был переориентирован на помощь каждому конкретному ученику и учителю. В России пока с двоечниками борются проверенным методом - "рисуют" им высокие баллы.
Есть у экспертов претензии и к содержанию тестов. "Мы должны оценивать не оперативную память, а то, насколько ребенок способен учиться дальше, - считает Галина Ковалева, - если принимаем эту цель, то тесты должны выглядеть иначе".
Как отличить хорошую школу от плохой, а грамотного педагога от средненького учителя? Никак не по результатам сданного ЕГЭ. А, например, как в Германии, учитывая, знает ли учитель типичные ошибки по каждой теме. Есть ли у него разные варианты решения задач с учетом разных способностей учеников. "Мы никогда об этом не думали, ЕГЭ заточен на то, чтобы поступить в вуз, но не позволяет оценить социализацию школьника".
Во Франции, к примеру, способность к общению, адаптации в обществе стоит гораздо выше, чем умение писать без ошибок. Анатолий Каспржак, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, рассказал, как его жена - преподаватель французского языка в МГУ - училась оценивать тесты у французских экспертов: "За те задания, которые она оценила в 2 балла по 20-балльной системе, принятой во Франции, они поставили 18 исходя из принципа - "неточности не мешают коммуникации".
Оценивание тестов - очень серьезный вопрос. Россия взялась за ЕГЭ, практически не имея квалифицированных кадров для нововведения. С этим согласились все участники конференции. В следующем году в двух вузах - ВШЭ и Московской высшей школе социальных и экономических наук - будут набраны две группы будущих специалистов региональных центров тестирования. Они будут поступать на магистерские программы и, видимо, начнут работать уже через три года. За это время разовьется система портфолио и в школе снова появятся "нестандартизированные" формы оценки знаний - экзамены, зачеты, собеседования, итоговые контрольные...
Сегодня у нас любая процедура оценивания в школе связана с конкуренцией. Если во всех других развитых (в смысле образования) странах интеллектуальные состязания проводятся от силы раз в месяц, у наших детей олимпиада - каждый день. Ученикам с утра до вечера твердят: "Вот у Сидорова "пять", а у тебя почему "четыре"? Иванова сочинение без ошибок пишет, и тебе надо писать, как Иванова".
А вот в Японии процесс обучения построен совсем иначе, ученику говорят: "Сегодня ты должен выполнить работу лучше, чем вчера". Победить самого себя гораздо труднее, чем догнать Иванову. Это, между прочим, еще много веков назад сказал великий Будда.