08.12.2009 00:51
    Поделиться

    В областях ЦФО прошли бюджетные слушания

    Общие тенденции налицо: бюджеты регионов центра и запада ЦФО будут дефицитными, а их основные показатели по сравнению с уровнем прошлого года сократятся.

    Основная сложность в том, что в период снижения объемов производства и налоговых сборов Москва переложила ряд социальных расходов на регионы. В частности, по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для федеральных категорий льготников; реализации мер соцподдержки ветеранов труда, тружеников тыла, семей с детьми и других, не менее значимых. Однако региональные власти утверждают, что затраты по социальным статьям не снизятся. При этом одни больше уповают на "пивные" акцизы, другие - на повышенный транспортный налог, третьи - на бюджетные кредиты.

    Самый большой по основным показателям бюджет сверстали в Тульской области. Общий объем планируемых доходов составит 33,3 миллиарда рублей, расходов - 36,7. Предельный размер дефицита определен на уровне 14,8 процента от объема доходов без учета безвозмездных поступлений - почти такой же, как в текущем году, хотя в 2010-м планируется увеличение доходов на 390 миллионов рублей.

    По-прежнему основными источниками наполнения региональной казны будут налоги на доходы физических лиц и прибыль, удельный вес которых в структуре доходов - 43,8 процента. Прогнозная сумма поступлений налога на доходы физлиц - 12,9 миллиарда рублей, что выше оценки исполнения 2009 года на 7,8 процента. А вот рост налога на прибыль проблематичен - за три прошедших квартала его потери составили почти 40 процентов. Зато оптимистично выглядят текущая ситуация и прогнозы по сбору местных налогов.

    Определенные надежды тульские власти связывают с увеличением в три раза акцизов на пиво и повышением транспортного налога. Хотя, конечно, это не сможет закрыть брешь от общего падения прибыли. По итогам 2009-го, как утверждает директор облдепартамента финансов Александр Погудин, реальные доходы региона по сравнению с прошлым годом снизятся на 23 процента. И вернуться на уровень 2008-го, прогнозирует чиновник, экономика области сможет лишь к 2012-му.

    На этом фоне власти продолжают сокращать расходы. В частности, достраивать будут только то, что уже почти готово, остальные объекты заморозят. Не будет и капремонтов, продолжатся сокращения в администрациях разного уровня. Ноу-хау для муниципалитетов станет смещение акцентов на предоставление им из областного бюджета кредитов с льготными процентными ставками вместо практиковавшихся ранее субвенций и субсидий. По словам Александра Погудина, это делается для подавления иждивенческих настроений районных чиновников.

    При любом раскладе областные власти обещают выплачивать социальные пособия и компенсации с их индексацией, сохранить стипендиальный фонд для студентов федеральных учебных заведений, предоставлять субвенции муниципальным образованиям на выполнение "делегированных" полномочий, обслуживать долги и займы, что потребует миллиард рублей в год, а также финансировать (3,6 миллиарда рублей) 27 долгосрочных целевых программ.

    Как говорят власти Рязанской области, главная цель регионального бюджета следующего года - продолжить участие области в федеральных программах на условиях софинансирования, чтобы обеспечить наиболее эффективное использование казенных средств. По предварительным расчетам, доходы в следующем году должны составить чуть более 22 миллиардов рублей. Расходы запланированы в объеме 24,6 миллиарда. Хотя бюджет области, как и в прошлые годы, станет дефицитным, он спланирован таким образом, чтобы обеспечить выполнение всех социальных программ. Будут достраиваться онкологический и перинатальный центры в Рязани, а также несколько кардиоцентров в районах, продолжится финансирование программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

    Как отметил на первом чтении председатель Заксобрания Владимирской области Владимир Киселев, главный принцип формирования регионального бюджета остается неизменным - социальная направленность. На обеспечение деятельности соцсферы пойдет 61,4 процента расходов. Такой объем ассигнований позволит сохранить все обязательства, предусмотренные областными законами, и те, которые ранее осуществлялись за счет федеральной целевой помощи. Ее объем сократится почти на треть - до 9 миллиардов рублей.

    В итоге доходная часть областного бюджета, согласно проекту, составит более 26 миллиардов рублей - на 10 процентов меньше ожидаемого уровня 2009 года. При этом собственные доходы (17,7 миллиарда рублей) увеличатся на 5,6 процента. План расходов - более 29 миллиардов рублей. Предполагаемый объем бюджетного дефицита составит примерно 2,6 миллиарда, что не выйдет за рамки, установленные для регионов Бюджетным кодексом РФ. Покрывать недостающее планируется за счет кредитов и средств, вырученных от продажи акций.

    При планировании расходов были учтены и антикризисные меры. Так, на уровне текущего года останется объем поддержки АПК - 1,4 миллиарда рублей. Предусмотрены затраты на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предпринимателями на развитие производства и потребкооперации, инновационную деятельность, предоставление грантов начинающим бизнесменам.
    Почти на 40 процентов снижается финансирование дорожного хозяйства, более чем на 20 - лесного, в три раза - жилищно-коммунального. Примерно такими же, как и в нынешнем году, останутся ассигнования на социальную политику (23,2 процента в структуре расходов бюджета), образование (20,4), здравоохранение и спорт (16,5).

    К сожалению, в "бюджете возможного", как окрестили его депутаты Законодательного собрания, сохранен остаточный принцип финансирования мероприятий в сфере культуры. На это запланировано всего 1,2 процента от совокупных расходов. Еще меньше достанется только ЖКХ (1,1 процента), малому бизнесу (0,2 процента) и охране окружающей среды (0,1 процента).

    Власти Брянской области также называют бюджет будущего года социально ориентированным. Кстати, депутаты региональной Думы уже приняли его в окончательном варианте. С учетом трансфертов, которые получат муниципалитеты, общий объем "социальных" расходов составит 11,6 миллиарда рублей - более 59 процентов от всех затрат казны с учетом средств территориальной программы обязательного медицинского страхования.

    При этом, по словам начальника финансового управления области Елены Локтиковой, доходы региональной казны в 2010 году упадут почти на четверть по отношению к уровню 2009-го - до 19,6 миллиарда рублей. Снижение обусловлено сокращением дотаций, субсидий и субвенций со стороны федерального центра. Власти решили не возмещать выпадающие средства за счет кредитов, ведь уже сейчас размер государственного долга области составляет 4,5 миллиарда рублей. Сократятся и расходы, запланированные в бюджете - более чем на 6,5 миллиарда, на четверть по отношению к уровню 2009-го.

    В итоге доходы и расходы будут уравновешены, а в последующие годы финансисты предрекают профицит, который понадобится, чтобы область могла своевременно погасить долги, накопленные за пять лет. Власти полагают, что увеличение налогового потенциала будет достигнуто посредством помощи предприятиям реального сектора экономики, малому и среднему бизнесу. Сейчас более чем на треть бюджет формируется за счет налога на доходы физических лиц, чуть меньшую долю занимает налог на прибыль организаций.

    А вот в Смоленской области для погашения дефицита бюджета будут использовать заемные средства. По мнению губернатора Сергея Антуфьева, регион с огромным количеством нерешенных проблем не может позволить себе роскошь добиваться красивых результатов лишь путем сокращения расходов. Речь идет о так называемых бюджетных кредитах, тогда как от услуг коммерческих банков решено отказаться.

    Заседание Смоленской облдумы, на котором был принят бюджет на 2010 год, показало, что экономический кризис в регионе по-прежнему ощущается. С тех пор, как был принят действующий бюджет, его доходы упали с 19,8 миллиарда рублей до 17,9, расходы - с 22,1 миллиарда до 20,4. Показатели будущего года выглядят еще скромнее: общий объем доходов составит 16,3 миллиарда рублей, расходов - 18,5, дефицит - 2,2 миллиарда, немногим более 18 процентов от собственных доходов. Каждый третий рубль в 2010 году поступит в областную казну из федерального бюджета, три четверти расходов носят социальный характер.

    - Нам пришлось умерить аппетиты и многократно взвесить: что бы мы хотели сделать в 2010 году и что сможем, - сообщил губернатор Сергей Антуфьев.

    Доходы бюджета Калужской области в 2010 году должны составить 21,5 миллиарда рублей - на два миллиарда меньше, чем в прошлом году. Областное правительство планирует снижение поступлений по налогу на прибыль. Уменьшится и прямая помощь федерального бюджета - на сумму около трех миллиардов рублей. Но федеральный центр решил компенсировать эти потери путем передачи области акцизных платежей (в основном от производства пива).

    По мнению губернатора Анатолия Артамонова, сохранить в целом параметры доходной части бюджета удалось благодаря крупным инвестиционным проектам, которые в регионе начали реализовать 5-6 лет назад. Особые надежды власти связывают с пуском новых предприятий, внедрением современных технологий и оптимизацией на работающих производствах.

    Расходная часть бюджета составит 22,3 миллиарда рублей. Хотя, согласно Бюджетному кодексу, можно было заложить дефицит в 15 процентов, облправительство и Заксобрание сошлись на трех процентах, решив не залезать в более крупные долги. По мнению секретаря бюджетного комитета парламента Алексея Слабова, область вполне способна удержаться в запланированных рамках.

    Порядка 70 процентов расходной части уйдет на решение социальных задач. Несмотря на жесткие цифры доходов и расходов, удалось просчитать повышение финансирования некоторых статей. На 13 процентов вырастут расходы на образование, на 15 - на сельское хозяйство, на 5,5 - на нужды регионального министерства спорта, туризма и молодежной политики.

    P.S.

    Судя по всему, в сложных экономических условиях региональные власти будут вынуждены строго следовать инструкциям Министерства финансов РФ. Это ведомство не устает призывать субъекты Федерации к бережливости и сокращению расходов - и лишь в этом случае гарантирует им материальную помощь. Такая политика приносит плоды. Например, властям Смоленской области в 2009 году пришлось отказаться от многих амбициозных планов, зато объем поступлений из федеральной казны заметно увеличился. 

    Поделиться