08.12.2009 00:45
    Поделиться

    В МВД создают мобильные подразделения разминирования

    Трагедия, произошедшая с "Невским экспрессом", заставила руководство правоохранительных органов и спецслужб вновь обратить внимание на техническую оснащенность своих инженерно-саперных подразделений.

    Нельзя сказать,что там все плохо, однако только счастливая случайность, вернее, - небрежность террористов не привела к еще большим жертвам от нового взрыва. Почему-то второе взрывное устройство своевременно обнаружено не было, хотя этот участок железнодорожного полотна саперы уже обследовали.

    Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев уже заявил на Всероссийском совещании-семинаре с руководителями отрядов милиции специального и особого назначения, что намечено серьезное техническое переоснащение всех, в том числе специальных и инженерно-саперных подразделений. Разработана уже концепция такого переоснащения. Тем более что новейшие разработки у милиции имеются. Это и передвижные и переносные газоанализаторы, способные обнаружить взрывчатку по наличию в воздухе молекул тротила или, скажем, гексогена. Есть и системы, подавляющие электронные и радиовзрыватели, например, - "Парус". Их как раз и создавали для защиты поездов от радиоуправляемых мин. Свое боевое крещение они получили в Чечне, заглушив десятки дистанционных взрывателей и сохранив сотни солдатских жизней.

    Подобное устройство, по сути, - своеобразный зонтик от любых радиосигналов. Кстати, криминальные умельцы очень любят использовать в самодельных взрывных устройствах китайскую электронику. Раскурочивают, например, куклу "Барби" или детский автомобиль - главное, чтобы во внутренностях имелось дистанционное управление. Приемник помещают в бомбу, а пульт с передатчиком кладут в карман. Однако "Парус" не пропустит импульс хоть спутникового телефона, хоть китайской игрушки и предотвратит взрыв.

    Возможно, вскоре станет правилом устанавливать такие "паруса" на всех поездах, причем не только дальнего следствия, но и на пригородных электричках. Вещь, конечно, не дешевая и требующая обслуживания специалиста. Но безопасность пассажиров дороже. Правда, будет одно неудобство - такая антиминная конструкция заглушит не только взрыватели, но и мобильные телефоны.

    В МВД корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что, возможно, изменится структура самих инженерно-саперных подразделений. Речь идет о большей централизации и мобильности милицейских саперов. Это позволит не только держать таких специалистов в постоянной готовности, но и сосредоточить в одном месте технику и средства.

    Один из наиболее удачных примеров такой реорганизации - инженерно-саперный отдел ГУВД Москвы. Раньше в столице были отделения экспертно-криминалистического отдела, в который входили и саперы. Скажем, на метрополитене они осматривали забытые вещи, подозрительные предметы, если надо - разминировали их. Но это не спасло от многих терактов и криминальных "разборок" с применением взрывчатки.

    Затем всех саперов свели в один отдел, определили единые задачи, организовали круглосуточное дежурство. График дежурства - сутки через трое. Созданы две группы - 1-я наблюдает за метро, 2-я - за другими объектами города. Причем обе группы полностью взаимозаменяемы. Чтобы не было путаницы и бестолковщины, выезд саперов координирует только оперативный дежурный дежурной части столичного ГУВД. То есть служба "02".

    Всю информацию саперы делят на три категории.

    "Угроза взрыва" - проверка сообщения о якобы заложенном взрывном устройстве. Это - больше половины всех вызовов.

    "Бесхоз" - обследование брошенных, потерянных, забытых вещей и предметов на наличие взрывчатых веществ и взрывных устройств.

    "Особый случай" - обследование обнаруженных боеприпасов, различных взрывных устройств, имитаций и муляжей, подозрительных предметов, оставленного автотранспорта, мест взрывов. На эту категорию приходится треть выездов дежурных групп. Всего же специалистам по разминированию приходится подниматься по тревоге 1-2 раза в сутки, то есть - 500 - 650 выездов в год.

    Понятно, что милицейские саперы работают не в одиночку. Обязательно взаимодействуют с кинологами, взрывотехниками Института криминалистики ФСБ, группой разминирования военной комендатуры и МЧС.

    Всего же ежегодно саперы только милицейских спецподразделений обезвреживают в России свыше двух тысяч взрывных устройств.

    Все сотрудники московского инженерно-саперного отдела не менее одного раза в два года проходят подтверждение квалификации в Центре профессиональной подготовки УВД по Брянской области.

    Что любопытно, на должности, связанные с непосредственной работой с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, назначаются только мужчины. Женщины здесь служат лишь на должностях дежурных, но и они имеют такой же уровень подготовки и знаний, что и мужчины-саперы.

    Поделиться