В ближайшее время депутатам Госдумы предстоит решить непростой вопрос, как проводить государственные закупки наукоемкой и технически сложной продукции. Вернуть ли в систему закупок предквалификацию поставщиков и допустить ли проведение переговоров заказчиков с поставщиками на этапе конкурса.
Свои соображения готовы представить на суд депутатов сразу несколько ведомств - минэкономразвития, минобразования и Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Основная идея трех законопроектов - это введение двухэтапного конкурса, когда, по сути, заказчик и заинтересованный участник могут обсудить техническое задание и предквалификация поставщиков технически сложной продукции. Правда, против последнего категорически выступает минэкономразвития, считая, что возвращение предквалификации поставщиков станет источником коррупции. Все три законопроекта разные, но каждый по-своему пытается решить проблему закупок технически сложной продукции, которая в последнее время стала очевидной.
Как рассказал "РБГ" Михаил Иванков, заместитель генерального директора - директор департамента государственного консалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем", закон о госзакупках в действующей редакции практически не содержит норм, позволяющих реализовывать особый порядок проведения торгов, предметом которых является оказание услуг по разработке, поставке технически сложных инновационных решений для государственных нужд, проведению передовых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Механизмы и базовые принципы организации торгов по оказанию подобных услуг практически такие же, как и в случае, например, предоставления услуг по уборке помещений, поставке бумаги, запасных частей и т.п.
При этом в случае заказа инновационных решений определение требований к ним и соответственно разработка технических заданий уже требуют специальных знаний, навыков и квалификации, как правило, выходящих за пределы компетенции чиновников соответствующих органов. В результате нередки случаи, когда государственный заказчик не в состоянии четко и однозначно определить и детализировать параметры требуемой работы, - в итоге в конкурсах побеждают организации, не способные решить качественно поставленную задачу, при этом их работа полностью соответствует техническому заданию.
Более того, как отмечают эксперты, снижение качества во многих случаях обнаруживается уже после окончания срока действия контракта, в процессе эксплуатации. В результате расходы на исправление выявленных недостатков в разы превышают экономию по цене, которая была достигнута по госзакупкам.
"Проблема проведения конкурсов на технически сложную продукцию, работы или услуги в соответствии с текущими положениями закона хорошо известна всем специалистам в области государственного заказа, - говорит Николай Андреев, председатель совета директоров ЗАО "Сбербанк-АСТ". - Решение ее является непростым вопросом". Авторы поправок, как рассказал эксперт, предлагают спектр различных решений. Так, версия минэкономразвития, в частности, предполагает проведение двухэтапного конкурса, когда на первом этапе заинтересованные участники размещения заказа имеют возможность помочь заказчику в разработке подробных технических требований на предмет конкурса. При этом на втором этапе конкурса обеспечиваются равные права всех участников размещения заказа на участие в нем. Версия ФСТ, по словам Николая Андреева, предусматривает дополнительно возможность установки требований к опыту, квалификации, наличию материально-технической базы и т.д. для участника конкурса по технически сложной продукции (сейчас согласно закону участвовать в конкурсе может любая компания, и заказчик не может устанавливать дополнительных требований к участнику). Версия поправок минобразования устанавливает на втором этапе конкурса преференции для компаний, которые участвовали в первом этапе.
Что интересно, все больше экспертов, которые ранее лояльно относились к закону о госзакупках, теперь говорят, что, учитывая общее число изменений, уже внесенных за время действия нынешнего закона о государственных и муниципальных закупках, возможно, стоит подумать о замене закона в целом? Рост жалоб предпринимателей в ФАС и проверки антимонопольного ведомства растут с каждым годом (см. диаграмму).
Что же касается данных законодательных инициатив, то наибольшее количество споров у экспертов вызывают поправки минэкономразвития. "Изменения, предлагаемые минэкономразвития, довольно неординарны - помимо давно витающей в воздухе идеи возврата в число процедур размещения заказов двухэтапных конкурсов, авторы проекта поправок предлагают ввести многоэтапные торги, и даже запросы котировок, - говорит Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок Тендеры.ру. - При этом предполагается отход от одной из основ нынешнего регулирования размещения государственного и муниципального заказа - недопустимости проведения переговоров с поставщиками. И потому если сама идея много этапных процедур вполне может быть поддержана, то к ее деталям можно предположить весьма прохладное, если не негативное, отношение Федеральной антимонопольной службы".
Однако есть и другое мнение. Как рассказал "РБГ" Сергей Габестро, председатель совета директоров МТС "Фабрикант", сегодня для того чтобы создать качественное извещение о торгах, заказчик вынужден прибегать к консультациям экспертов и поставщиков, только делает это нелегально. Зачастую большинство приглашенных участников торгов начинают договариваться об их итогах уже на этом этапе. "По сути, первый этап аукционов и конкурсов нужен для того, чтобы сформировать технические требования к торгам, после открытых обсуждений которых организатор может вывесить техзадание для второго тура, - говорит эксперт. - Однако когда официально в законодательстве будет прописан первый этап, который регламентирует проведение открытых переговоров, то, конечно, это повлияет на уменьшение коррупкоемкости. С моей точки зрения, это правильно".
Не меньше вопросов возникает и при обсуждении версий мин образования и ФСТ. "Интерес вызывает предложение ФСТ ввести возможность проведения повторных торгов - процедуры изменения допущенными участниками к конкурсу цены, указанной в их заявке, без изменений иных условий заявки, - говорит Николай Андреев. - Если развить данную мысль, второй этап конкурса можно проводить в виде электронного аукциона, что существенно снизит организационные издержки заказчика при проведении такого конкурса".
При этом Кирилл Кузнецов отмечает, что ряду заказчиков предполагается дать полную свободу в определении принадлежности закупаемых товаров, работ и услуг к указанной категории, что очевидно чревато необъективностью и злоупотреблениями, - считает эксперт. Кроме того, предполагается, что при закупке подобной продукции заказчиком могут быть установлены квалификационные ограничения. "Напомню, что как раз наличие подобных требований явилось одной из основных причин отмены ранее действующего законодательства о государственных закупках, - отметил Кузнецов".
Зато предложение минобразования, по мнению эксперта, имеет гораздо большие шансы на принятие, так как вопрос о явном указании возможности привлечения субподрядчиков (соисполнителей) достаточно остр, и в то же время разработанные изменения не затрагивают сути системы размещения госзаказа.