Антон Силуанов: Ждет ли регионы дефолт в 2010 году

Едва был принят федеральный бюджет на 2010 год, в котором в том числе были определены размеры финансовой помощи регионам, как разразились дискуссии, что многие российские регионы в 2010 году ожидает чуть ли не дефолт.

А минфин уже почти готов ввести санкции, вплоть до введения внешнего управления в регионе потому, что дефициты их бюджетов превышают допустимый предел. С просьбой прояснить ситуацию корреспондент "Российской газеты" обратился к замминистру финансов РФ Антону Силуанову.

Российская газета: Антон Германович, сейчас появился целый ряд исследований, в которых эксперты утверждают, что в 2010 году ситуация в регионах будет развиваться довольно драматично. Дефициты бюджетов превысят возможные ожидания. Так ли это?

Антон Силуанов: Мне сложно отвечать за подобные исследования, я могу обсуждать только те цифры, которыми обладает минфин и сделанную на их основе оценку 2010 года. Если говорить о якобы дефолте регионов из-за большой дефицитности их бюджетов, то, замечу, что наличие дефицита не означает наличие финансовых проблем в регионе. Скорее, наоборот. Как правило, самые большие дефициты имеют сильные с финансовой точки зрения регионы. Это - Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, то есть регионы-доноры, имеющие бюджетную обеспеченность выше среднероссийской. И наоборот, регионы, не имеющие собственной налоговой базы, получающие финансовую помощь из центра, имеют либо небольшой дефицит, либо принимают сбалансированные бюджеты.

Так что, повторю, наличие дефицита не говорит о наличии финансовых проблем в регионе. Дефицит - это заимствования, которые превышают погашение ранее взятых долгов.

При этом, как правило, региональные власти заимствуют не на зарплату и на текущие цели, на которые достаточно своих налоговых доходов и трансфертов из центра. Занимают под инвестиции, на развитие, софинансирование проектов и т.д.

РГ: И как это выглядит в бюджетах? В минфине уже есть такие данные?

Силуанов: Давайте проанализируем ситуацию с дефицитом этого года: какой планировался и какой мы ожидаем. В первоначальном плане субъектов РФ на 2009 год, бюджеты которых принимались до кризиса, дефицит планировался в размере 433 мдрд рублей. После того как регионы поняли, что ситуация с доходами будет хуже, чем ожидалось, они провели корректировку, уточнив план, и дефицит вырос в два раза - до 894 млрд рублей. Это говорит о том, что регионы пересмотрели свои доходы, включив в источники его финансирования привлечение кредитов, в том числе и бюджетных. Напоминаю, что у нас в 2009 году предусмотрено в качестве антикризисной меры регионам предоставление бюджетных кредитов на сумму 150 млрд рублей. При этом они необременительны для регионов, так как стоят они дешево - всего четверть от ставки рефинансирования ЦБ. Сейчас, на последнюю отчетную дату (первое ноября. - Прим. авт.), мы видим, что региональные бюджеты в целом по России вышли на профицит в 200 млрд рублей. Правда, минфин не питает иллюзий, что по итогам года профицит сохранится, потому что у регионов есть неиспользованные остатки бюджетных средств, и как только они будут пущены в ход, тут же начнется рост дефицита. Сейчас на первое декабря остатки бюджетных средств в регионах составляют 630 млрд рублей. Около 300 млрд рублей переходят из года в год. Они накапливаются, в том числе и для того, чтобы, к примеру, выплачивать зарплату и оплачивать первоочередные расходы в январе. Если сальдировать все эти цифры, то в результате, к концу года дефицит бюджетов составит порядка 100-150 млрд рублей. В прошлом году, напомню, у нас был дефицит 50 млрд рублей.

РГ: А под какой процент доходности регионы занимают на рынке?

Силуанов: Порядка 14-15 процентов годовых. Как видите, это намного дороже, чем бюджетные кредиты. Кстати, привлечение банковских кредитов осуществлялось под 15-18 процентов в начале года и 13-15 процентов сегодня.

РГ: Что все-таки будет в 2010 году? Эксперты утверждают, что некоторые регионы могут оказаться на грани дефолта.

Фото: Олег Прасолов.Силуанов: Что значит - дефолт региона? Это когда регионы не могут расплатиться по своим обязательствам, в том числе и перед банками. Проработав проекты бюджетов на 2010 год со многими регионами, мы видим, что существовавшие в прошлом году иллюзии прошли, бюджеты сформированы в основном реалистичными. Так что их плановая сбалансированность значительно лучше, чем в текущем году. Что касается обязательств по долгам перед банками, то министерство финансов ужесточило контроль за этим показателем, в том числе контроль за обязательствами региональных предприятий, которые осуществляют заимствования. Могу заверить, что в ситуации дефолта регионы в 2010 г. не попадут.

Кстати, в соответствии с данными, которые регионы предоставили минфину, в 2010 г. планируется дефицит в размере 412 млрд рублей против 894 млрд в текущем году. Это означает, что регионы, значительно уменьшили свои планы по заимствованиям, что соответствует реалиям следующего года. Расходы также будут уменьшены. А если говорить о доходах и расходах в целом, то общий объем доходов региональных бюджетов в 2010 г. составит 5 трлн 100 млрд рублей (плюс 435 млрд к 2009 г. ). Расходы в 2010-м составят 5 трлн 520 млрд рублей (уменьшение на 880 млрд к 2009-м).

РГ: На какой объем помощи федерального центра могут рассчитывать региональные бюджеты?

Силуанов: Объем межбюджетных трансфертов в 2010 г. составляет 1 трлн 122 млрд рублей против 1 трлн 464 млрд рублей в текущем году. Сокращение на 23 процента. Но сокращаются в первую очередь субсидии в основном инвестиционного характера и субвенции.

Сегодня произошло изменение структуры финансовой поддержки субъектов РФ, ее оптимизация. Это адекватное изменение на те кризисные явления, которые коснулись не только субъектов, но и федерального уровня. Выравнивающую помощь мы не сокращаем, а наоборот, увеличиваем, то есть все регионы будут иметь возможность оказывать бюджетные услуги должного качества. А субсидии на поддержку региональных обязательств будут сокращаться, потому что у федерального бюджета стало меньше возможностей помогать регионам.

РГ: Экспертны считают, что минфин может ввести специальные меры по отношению к регионам, так как они получили дефицит выше разрешенной планки?

Силуанов: Предельная планка дефицита установлена в процентах от налоговых и неналоговых доходов бюджета и составляет 15 процентов для субъекта и 10 - для муниципалитета. Что касается санкций, то субъекты по законодательству не могут увеличить дефицит сверх тех ограничений, которые установлены Бюджетным кодексом. То есть они не могут принять бюджет с дефицитом больше 15 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов. Если такое случается, то органы надзора опротестовывают это решение. Другое дело, что есть ряд регионов, которые могут напустить воздуху в свои бюджеты (т.е. неоправданно раздуть расходы, в надежде на сомнительные будущие доходы. - Прим. ред.).