Автоматы для подводной стрельбы и тепловизоры скоро будут такими же приметами десантников, как тельняшки и голубые береты.
В обновленной Российской армии ВДВ отводится роль универсальных войск, способных воевать на суше, в небесах и на море. Летчиков и моряков десантура, конечно, не заменит, но на всякий случай готовится к освоению всех трех стихий.
Вчера главный десантник страны Владимир Шаманов сказал, что в его дивизиях уже испытывали отечественные беспилотники, а весной будущего года туда отправят на апробацию совершенно новые аппараты воздушной разведки. Для своих разведподразделений и спецназа генералы заказали бронеавтомобили "Тигр".
Вопреки мнению, что трак в армии всегда предпочтительнее колеса, полностью отказываться от "резинового" хода Шаманов не намерен. Более того, чтобы усилить мобильность крылатой пехоты, командующий хочет довести парк колесной техники ВДВ до 15-20 процентов. Но его основу будет по-прежнему составлять гусеничная техника. В том числе модернизированные боевые машины десанта БМД-1, БМД-2, БМД-3 и БМД-4. Полторы сотни таких образцов поступили в войска в нынешнем году.
- В ближайшие годы мы планируем получить от ста до двухсот БМД-4М, - заявил вчера генерал. - Десять таких машин пройдут войсковые испытания в будущем году.
Чтобы надежно защитить солдат от танков, ВДВ усилили четырьмя батареями 125-мм самоходных пушек "Спрут" и противотанковыми комплексами "Корнет". Последние работают на дальности от 3 до 5 километров. Если их обеспечить системой разведки и сопровождения цели, то боевая эффективность "Корнета" еще увеличится.
Ну а там, куда не достанет артиллерия, считает Владимир Шаманов, должны воевать вертолеты. Генерал давно настаивает на переподчинении армейской авиации ВДВ. А для начала предлагает включить вертолетные части в состав Новороссийской и Псковской десантно-штурмовых дивизий, а также Ульяновской бригады.
- Хотелось бы иметь все виды вертолетов, - признался вчера командующий. - Для увеличения боевых возможностей войск нам нужны Ми-28Н "Ночной охотник" и Ка-52 "Аллигатор". Для высадки тактических десантов на небольшую глубину - вертолеты Ми-8. Для перевозки крупных подразделений в удаленные районы - большие Ми-26.
Сейчас вертолетчики входят в ВВС, и для их задействования в наземных операциях сухопутным командирам приходится "стучаться" в авиационные штабы. Этим в том числе объясняются проблемы с переброской войск и их поддерж кой с воздуха во время отражения грузинской агрессии в Южной Осетии летом прошлого года.
Если переподчинение состоится, его можно будет назвать самым серьезным шагом в организационно-штатном обновлении ВДВ. Эти войска практически не испытали структурных изменений. В отличие от сухопутчиков там оставили дивизионную систему. Причем десантные соединения можно применять как в полном составе, так и разделив на два полка. Чего, по мнению Шаманова, не сделаешь с обычной бригадой. Говоря о преимуществах крылатой пехоты, командующий особо подчеркивал, что десантные части могут воевать самостоятельно, действовать в составе группировки ВДВ или сражаться вместе с представителями других войск.