Более 80 процентов выделенных государством средств на проведение международного форума в Приморье пойдет на финансирование инфраструктуры - транспортной, инженерной и социальной.
Комфортная среда
Эксперты, исследуя привлекательность городов Дальнего Востока для бизнеса, обратили внимание на то, что последние несколько лет все большую роль для специалистов начинают играть, на первый взгляд, внеэкономические факторы. Профессионально активной части населения требуются дороги, озеленение, достойные жилищно-коммунальные условия, наличие культурно-развлекательных учреждений, хорошая экология - словом, комфортная среда проживания. Это вполне объяснимо: дальневосточники устали от многолетних надежд на "светлое завтра" и хотят жить в комфорте уже сегодня.
Специалисты высокого уровня уезжают из Владивостока в поисках не только профессиональной карьеры, но и благоустроенной жизни для себя и близких в другие регионы страны, а то и за границу. Многих не останавливает и то, что сейчас в краевом центре и вокруг него разворачивается много грандиозных проектов, и с работой на долгие годы проблем быть не должно. Уезжающие говорят, что их не устраивает качество жизни: ни городская транспортная инфраструктура, ни коммунальные условия, ни экология, ни культурная сфера.
Силами города решить многолетние проблемы было невозможно. Поэтому главным преимуществом реализации проектов подготовки к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке стало то, что более 80 процентов средств государство направило на финансирование строительства и модернизацию инфраструктуры. Причем практически всей: транспортной, инженерной и социальной. Эти проекты направлены на повышение качества жизни всех жителей Владивостока и Приморского края и будут "работать" много лет после проведения значимого международного мероприятия.
В любую погоду
К 2012 году кардинально изменится транспортная инфраструктура города и всего Приморского края. В рамках подготовки к приему гостей форума АТЭС к началу 2012 года будет реконструирован аэропорт - воздушные ворота Владивостока. Сейчас он имеет две взлетно-посадочные полосы, причем рабочая только одна. Обе полосы удлинят, чтобы принимать широкофюзеляжные самолеты, аэродромную часть оборудуют современной системой радиотехнического управления полетами и светосигнальным оборудованием. Аэропорт станет всепогодным.
Ведутся работы и над созданием нового международного авиатерминала и новой дороги к нему. Пропускная способность его станет на порядок выше существующего и составит 1,5 тысячи пассажиров в час. Здесь будет цех бортового питания на 10 тысяч порций в сутки, а также все необходимое для комфорта пассажиров, в том числе транзитных: гостиницы, кафе, рестораны и магазины, многоуровневые парковки. В перспективе на базе аэропорта Владивосток планируется создать крупный международный грузопассажирский хаб. К 2030 году он сможет обслуживать до 10 миллионов пассажиров в год.
Существенно изменится и дорожная карта края и его столицы: таких масштабных инвестиций в строительство и реконструкцию дорог Приморья давно не наблюдалось. Конечно, особое внимание уделяется собственно Владивостоку как столице будущего саммита АТЭС. Но при проектировании ставилась задача учитывать перспективы дальнейшего развития города и повышения уровня комфорта для его жителей.
В результате в краевом центре будет построено два моста, дорога, альтернативная существующей трассе М-60, которая позволит разгрузить единственный путь, ведущий во Владивосток, и несколько других дорог и развязок. Тогда на остров Русский можно будет добраться, минуя центр города, всего за 40 минут. Улучшится транспортная доступность и других районов, это даст им возможность развиваться и дальше.
Вода станет чище
Целый пакет проектов направлен на решение проблем с водоснабжением Владивостока и ряда населенных пунктов края. Несколько десятилетий с переменным успехом (мешала дороговизна работ) предпринимались попытки освоить наиболее эффективный местный источник питьевой воды - Пушкинское месторождение подземных вод. Теперь дело дойдет до конца. На первом этапе Пушкинская депрессия позволит дополнительно подавать 250 тысяч кубометров воды в сутки, что составляет почти половину потребностей Владивостока, и, главное, не зависеть от наличия дождя и снега. В перспективе - повышение производительности до 324 тысяч кубометров в сутки.
Будет построен третий городской водовод, где воду будут очищать и обеззараживать не по старинке - хлоркой и химреагентами, а с использованием современных фильтров и ультрафиолета. Модернизируют и построенные еще в конце шестидесятых годов прошлого века очистные сооружения Артемовского гидроузла, которые также обеспечивают водой столицу Приморья.
Кроме того, у Владивостока наконец появятся очистные сооружения. Более полувека назад кто-то из советских градостроителей, создавая планы развития краевого центра Приморья, не предусмотрел их строительство. Достаточно, мол, сбрасывать канализационные стоки поглубже, и море все переварит. Результат налицо: в пределах городской черты Владивостока купаться нельзя.
- Строительство очистных - один из важных инфраструктурных проектов в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 года. Это позволит нам прекратить сброс неочищенных стоков в море, а значит, улучшится экологическое и санитарное состояние прибрежной акватории, - отметил губернатор Приморского края Сергей Дарькин.
Избавиться
от мусорной бухты
Сейчас современные очистные сооружения будут построены во всех районах города. Там станет применяться многоступенчатая технология очистки: механическая, биологическая и доочистка через специальные фильтры, чтобы полностью удалить химические примеси, а затем обеззараживание ультрафиолетом. И только после этого совершенно чистая вода через глубоководный выпуск будет поступать в Амурский залив. Первая очередь очистных сооружений в одном из районов города будет сдана в эксплуатацию в конце 2010 года.
Одновременно со строительством очистных сооружений идет строительство магистральных канализационных сетей.
Одна из "достопримечательностей" Владивостока - Горностаевская свалка. Она расположилась в одной из живописных бухт, как раз напротив острова Русский, и за десятилетия своего существования заняла огромную территорию. Можно наблюдать, как мусор откалывается от побережья и "айсбергами" уходит в море. И с точки зрения экологии, и с точки зрения престижа, город XXI века, претендующий на роль тихоокеанской столицы России, должен избавиться от этого "чуда". По большому счету ее ликвидация - одно из главных условий повышения привлекательности побережья Уссурийского залива - излюбленного места отдыха всех дальневосточников.
Благодаря тому, что объект был включен в ФЦП "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья", на ее уничтожение получено федеральное финансирование - 772 миллиона рублей. Краевая казна софинансирует работы. Из бюджета Приморского края на экологический проект поступит 331 миллион рублей. К 2012 году свалка в бухте Горностай будет рекультивирована, и на ее месте посадят рощу.
Новый современный полигон для твердых бытовых отходов построят в другой точке, подальше от моря. Он спроектирован из расчета на поступление более миллиона тонн отходов в год. Здесь будет построен завод по их сортировке и утилизации производительностью 300 тысяч тонн мусора в год, а также специальные сооружения для очистки ливневых и талых вод и биологической очистки.