Новости

09.12.2009 00:30
Рубрика: Власть

На Дальнем Востоке жить можно

Текст: Виктор Ишаев (полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе)

Модернизация - это то, чего мы все долгие годы хотели, особенно дальневосточники. Сырьевая зависимость нас губит, необходимо менять экономику от сырьевой в сторону экономики знаний и инноваций.

Сейчас мы с дальневосточными губернаторами активно работаем над формированием мероприятий по реализации Послания президента России. Во всех субъектах Федерации округа идут публичные обсуждения "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года", которая определяет вектор развития востока России и государственную политику в отношении дальневосточных регионов. От того, насколько грамотно и комплексно мы сегодня определим приоритеты в социально-экономическом развитии округа, зависит, как будем жить в будущем. Сегодня руководство страны уделяет большое внимание развитию Дальнего Востока: в течение года здесь уже побывал президент России, а премьер-министр был в федеральном округе четыре раза. Это говорит о значимости данной территории для страны.

Понятно, что в Магадане никогда не будет жить столько же народа, сколько в Москве. На Дальнем Востоке должно быть ровно столько населения, сколько требует этого экономика региона и страны. А для этого нам нужно сделать жизнь людей на востоке России комфортной. Как этого добиться?

В стратегии для достойного проживания людей на Дальнем Востоке предлагается разработать программу обеспечения высококвалифицированных и молодых специалистов жильем за счет средств федерального бюджета - с возможностью последующей приватизации или выкупа на льготных условиях. Считаем, что нужно увеличить объем ежегодно выделяемых средств на реализацию Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Кроме того, должна быть разработана и внедрена система субсидирования из федерального бюджета переселения граждан из жилья, непригодного для проживания, в том числе проведение капитального ремонта жилфонда для субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона. Не обойтись без комплекса мер государственной поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Субсидирование пассажирских авиаперелетов с Дальнего Востока горячо поддержано дальневосточниками, люди предлагают продлить ее действие, включая авиаперелеты в другие регионы России и обратно, с включением всех категорий граждан. Должно быть предусмотрено также субсидирование межрегиональных пассажирских авиаперевозок внутри федерального округа и других.

Отдельная сфера модернизации - энергетика. В соответствии с инерционным сценарием к 2025 году производство электроэнергии должно выйти на уровень 53 миллиарда киловатт-часов в год, по целевому сценарию прогнозируется 82 миллиарда киловатт-часов. По прогнозам, для реализации мероприятий, намеченных в Стратегии развития, необходимый объем инвестиций составляет 1,5 триллиона рублей. Выработка эффективной тарифной политики позволит обеспечить доступность электроэнергии для всех потребителей. При этом доля дизельной генерации, которая сегодня является самой дорогостоящей, в топливно-энергетическом балансе должна снижаться. Предполагается, что будет создан независимый от субъектов электроэнергетики центр координации развития электроэнергетики Дальнего Востока с четкими функциями, полномочиями и ответственностью.

Известно, что Дальний Восток отличается неразвитостью транспортной системы. Но ситуация меняется: в 2010 году будет завершено строительство автомобильной дороги "Амур". Совсем недавно была открыта вторая очередь железнодорожного мостового перехода через Амур. В перспективе будет налажено высокоскоростное сообщение между Хабаровском и Владивостоком.

Рассматриваются возможности сооружения транспортно-энергетического коридора между материком и островом Сахалин с продолжением на японский остров Хоккайдо. Большие перспективы развития транспортной системы Дальнего Востока связаны с интенсивным использованием потенциала Северного морского пути.

Важная особенность транспортной системы востока России - его транзитная составляющая.Через наш регион идет перевозка больших объемов грузов в другие регионы России. Создание современной транспортной сети с логистическими узлами на Дальнем Востоке позволит повысить интеграцию округа не только в единое экономическое пространство страны, но и в международную транспортную систему АТР. Ведь сегодня бурное экономическое развитие соседних стран заставляет нас по-новому взглянуть на роль и место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России.

Очевидно, что в АТР идет мощный подъем экономики, и восток России в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества со странами этого региона. Именно сейчас важно занять в этом регионе достойное место. Объекты, которые сейчас строятся во Владивостоке и на которые выделяются большие бюджетные средства, предназначены не только для проведения саммита АТЭС. Согласитесь, есть много городов в России, где можно было бы провести эту встречу, где уже готова инфраструктура и не нужно вкладывать деньги в строительство новых объектов. Но тут другая логика: если Дальний Восток становится лицом Российской Федерации в АТР, то регион нужно развивать, а фасад его украшать.

Все эти проекты, несомненно, создают благоприятный фон для экономики всего Дальнего Востока. Ведь строитель, который производит продукцию на конечном этапе, создает как минимум пять рабочих мест.

Так, комплекс саммита АТЭС - это 41 объект. Полным ходом идут работы по аэропортовому комплексу, двум мостовым переходам, на острове Русском: люди зарабатывают деньги, пускают их в потребительский оборот. Так что проекты помогают многим промышленным предприятиям на Дальнем Востоке.

Есть еще одна взаимосвязь: когда государство строит дороги, порты, линии электропередачи, то приходит бизнес и развивает производство. Показательный пример - компания "Соллерс". Газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" еще только пошел в сторону Приморья, а автомобилестроители уже планируют подключиться к газу. Нас радует, что крупные инвесторы не сворачивают свои проекты на Дальнем Востоке.

В результате реализации государством крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке ДФО остается единственным федеральным округом в стране, где отмечен рост социально-экономических показателей и сохраняется положительная динамика развития. Выросли и инвестиции в основной капитал.

Чтобы человек жил на определенной территории, ему прежде всего необходимы хорошая работа, достойная заработная плата и перспектива получения жилья в ближайшее время. 75 тысяч квадратных метров доступного жилья сдается в этом году в Хабаровском крае - это примерно полторы тысячи квартир. Ни в какие времена за идею люди здесь не жили и не работали. Помните, когда Столыпин проводил реформу, то он давал приезжим по 100 рублей, бесплатную землю и инвентарь. И сегодня человеку нужно, чтобы его окружала нормальная инфраструктура - спортивные заведения, театры, дороги, красивые фасады, места отдыха для взрослых и детей. Если всего этого не будет - мы не удержим людей.

Власть Работа власти Регионы ДФО Прямая речь