10 декабря состоится торжественное вручение премии Кандинского, учрежденной культурным фондом "АртХроника" - ею ежегодно отмечают работы современных художников. Имена лауреатов пока неизвестны. На церемонию оглашения результатов в концертном зале Барвиха Luxury Village с Белорусского вокзала отправятся два спецвагона, груженных художниками, искусствоведами и друзьями премии. Пока поезд не отправился, а призы не вручены, "РГ" вспоминает, кто и с чем на эти награды претендует, и анализирует шансы художников на победу.
Премия по праву называется независимой. Но независима она также и от художественного процесса. Прошлые два раза половину жюри составляли знатные иностранцы, которые, возможно, могли компетентно судить о художественных достоинствах отдельно взятых работ, но ни в коем случае не о их месте в туземном культурном ландшафте. Что и привело к прошлогоднему скандалу с Беляевым-Гинтовтом. Большой теоретик Анатолий Осмоловский, лауреат первого года, находится несколько в стороне от материального искусства. Чтобы избежать верхоглядства, в этом году был введен экспертный совет из опытных кураторов и искусствоведов. Совет осуществлял первичный отбор поступивших заявок, которых пришла 331 (337 в прошлом году). Странно, что не было подано вдвое больше - новые художники растут как грибы после Чернобыля. На литературную премию "Дебют", шорт-лист которой был объявлен в дни работы выставки премии Кандинского в ЦДХ, пришло 45 тысяч (!) заявок - и этом с учетом жесткого ограничения по возрасту, до 25 лет.
Экспертный совет выбрал 45 проектов из 331. Самотек (правила премии допускают самовыдвижение) отпал, да не весь. Именно этот самотек регионального происхождения очень радует Андрея Ерофеева (еще одна инновация премии Кандинского-2009 - у выставки есть куратор). Он уверен, что выставка номинантов - это настоящая панорама современного искусства. Новое, молодое искусство, которому побоку вечное противостояние двух столиц, не аналитично, а напротив, эмоционально и по-детски ярко, доволен Ерофеев. То же отмечает Жан-Юбер Мартен, куратор основного проекта последней Биеннале современного искусства: "Некоторая легкость свойственна работам молодых художников на премии. Легкость характерна и для новых художников Запада, в отличие от ситуации углубленности несколько лет назад". Ерофеев назвал "Трон" концептуалиста Вадима Захарова, которым открывается выставка, "прощальным приветом нонконформизму". Трон действительно поставлен невыигрышно и смотрится этаким ветхим дедушкой-вахтером, мимо которого пройдешь в наступившее будущее нового, яркого, беззаботного искусства, и не заметишь.
Измайловский вернисаж лучших своих времен напоминает эта легкость, что невдомек Мартену и должно очень импонировать любителю острых ощущений Ерофееву. Характерно, однако, что молодые московские художники - также любители поупражняться в легкости, практически проигнорировали премию Кандинского. А кое-кто принес на предпросмотр работы в виде неприлично измятых ксероксов, видимо, просто отметиться - я тут был, и мне это пофигу. Гинтовт ли злосчастный их так запугал, или буржуазность жюри им не импонирует - никто внятно сказать не готов.
Алексей Политов и Марина Белова, известный тандем художников, онелепили премию более остроумным, но хамоватым способом. Своим перформансом на открытии они спародировали творческий метод бедняги Беляева-Гинтовта: под смешанные звуки "Марша летчиков" Хайта и марша штурмовиков нашлепали дохлыми курами через трафарет плакаты фашистской партии цыплят. Тоже, получается, даром им такая премия не нужна.
Скучно жить на этом свете. А выставка-то хорошая, яркая, вся шумит музыками да переливается блестящими красками. Нет бы всем порадоваться, даже если это не панорама пока современного искусства России, а только заявка на нее. Не надо политики-аналитики! Пускай будут правы Мартен и Ерофеев. Если в Институте проблем современного искусства в Москве учат ко всякой ерунде приделывать цитаты из Бориса Гройса, и в то же время юный провинциал, окончив нормальную художественную школу, пишет картинку или делает "объект" так, как ему самому нравится (может, он Гройса и читал, только не знает, что нужно тыкать в книжку пальчик) -- что, спрашивается, современнее? Апелляции к авторитету или творческая свобода художника?
К всеобщему облегчению, в шорт-лист не попала группа анонимных дизайнеров "Танатос Банионис". Год назад они вытатуировали 10 живых девушек самолетами камикадзе, драконами и всякими псевдо-японскими символами с ног до головы, называлось это "проект "Божественный Ветер". Отсутствие этого неэстетичного и шумно пропиаренного проекта гарантирует, что накал страстей не поднимется до криков "Позор!", как год назад. При победе "Т. Б." быть бы премии Кандинского в последующие годы исключительно региональной - в чем нет ничего плохого, но все-таки было бы обидно.
Ничего молодого-яркого, вопреки Андрею Ерофееву, в шорт-лист по номинации "Проект года" не попало. Напротив, есть в нем похороненный Ерофеевым квази-супрематический "Трон Святого Себастьяна" Вадима Захарова. Еще два номинанта - Павел Пепперштейн и его провиденциальный проект "Город Россия" и Николай Полисский, который за этот год поразил весь мир "Большим адронным коллайдером" из дров. Все они в равной степени заслуживают победы. Но, вероятно, острый глаз жюри не пропустит злободневный отклик на мировые события соборно слаженного артелью деревянного коллайдера. Также справедливо было бы для торжества соборности и поделить призовые 40.000 евро на троих.
В медиа-арте, который на премии-2010 не будет выделен в отдельную номинацию, бесспорным лидером является проект "Крити-Поп" Аристарха Чернышова и Алексея Шульгина. Искривленный i-pot и весело искажающий картинку телевизор все видели уже много раз, но это не является минусом. Серьезный соперник электронике Чернышова-Шульгина - видеодокументация Вадима Захарова "No distance. Одна работа - сто интерпретаций". Третья работа, романтический фотофильм Юлии Девляшовой и Александры Тощевиковой "Кофе-брейк", мог оказаться случайной удачей - ничего, кроме этого фотофильма, за художницами не известно.
Номинация "Молодой художник года" совсем лишена азарта. Молодой тувинец Евгений Антуфьев углубляется в бытовую мифологию и смешивает собственные волосы с ногтями сестры, а национальные мотивы с концептуализмом - что может считаться оригинальным только в силу с учетом того, что автору 23 года. Некто под псевдонимом МАКЕ нарисовал автобус на большом листе гофрожелеза. Актуально настолько, насколько актуален стрит-арт и граффити. Здесь выбор победителя - просто дело настроения уставшего жюри. А если, в угоду новому беззаботному тренду, победит гигантская резиновая погремушка Александры Фроловой - тут только и останется поздравить Александру, а больше сказать и нечего.