Свои поправки в закон о рекламе предложило министерство экономического развития. А именно - вернуть в рекламные ролики людей в белых халатах. Сейчас использовать образ медработника для рекламирования товара запрещено.
Также предлагается разрешить печатать рекламу в школьных учебниках, дневниках и тетрадках. Правда, речь идет не о рекламе вообще, а только о социальной. Эксперты надеются, что с принятием поправок ее количество должно резко увеличиться.
Важность социальной рекламы ни у кого не вызывает сомнений. Когда на нашем телевидении появился ролик "Позвоните родителям", в России резко увеличилось число телефонных звонков. Сейчас законодательство обязывает средства массовой информации размещать социальную рекламу в объеме не менее 5 процентов от коммерческой. Однако после того как были введены временные ограничения по количеству рекламы в телеэфире - не более 9 минут в час, социальная реклама практически исчезла с голубых экранов. Общий объем социальной рекламы сегодня составляет примерно 1 процент от всего объема рекламного рынка.
Предложенные минэкономразвития поправки в закон о рекламе по-прежнему в основном направлены на содержательную часть социальной рекламы, нежели на факторы, тормозящие процесс. "Есть идея разрешить упоминать в социальной рекламе некоммерческие организации социального толка. При этом из перечня должны быть исключены госкорпорации, госкомпании, политические партии, а также религиозные организации. Одновременно законопроект допускает возможность упоминания в социальной рекламе физических лиц - получателей благотворительной помощи", - говорит заместитель директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования минэкономиразвития Артем Шадрин.
Правда, основные проблемы некоммерческих организаций лежат вне закона о рекламе. "Фонд помощи тяжелобольным детям хочет разместить в эфире ролик с призывом сдать кровь, телеканал готов сделать это на безвозмездной основе, однако Налоговый кодекс в этой ситуации все равно обязывает заплатить с такой рекламы налоги, причем обе стороны", - приводит пример член коалиции НКО по содействию развитию социальной рекламы в России Елена Тополева.
Сейчас министерством экономразвития подготовлены законодательные предложения, разрешающие это противоречие. Чиновники обещают, что в ближайшее время эти поправки будут приняты.
Спонсорам - отдельный "подарок": министерство предлагает ограничить их упоминание в социальной рекламе. Некоммерческие организации категорически против такой инициативы: искать деньги на изготовление рекламы будет в этом случае гораздо сложнее. Противников "спонсорской" рекламы поддерживают эксперты, которые с большой настороженностью относятся к упоминанию, например, в рекламе антиалкогольной кампании водочных или пивных производителей.
Впрочем, и вокруг качества социальной рекламы споры также не утихают. Например, эксперты уверены, что неправильная подача информации о вреде курения с демонстрацией сигарет может вызвать у людей, в первую очередь у молодежи, желание покурить. И такой рекламы, к сожалению, у нас пока еще достаточно. Впрочем, качество рекламной продукции регулировать законом еще никому не удавалось.