Государство активно наводит порядок с тем имуществом, которым владеет. Как известно, принят расширенный план приватизации. Но это только часть большой работы. Главное - повысить эффективность самой системы управления федеральным имуществом.
Какие проблемы возникают при этом в столице, как удается их решать, на "деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал руководитель территориального управления Росимущества в городе Москве Анатолий Шестерюк.
Всех посчитать
Российская газета: Анатолий Степанович, примерно 20 процентов всех зданий, сооружений, земель, которые находятся в федеральной собственности, зарегистрированы в Москве. Можно ли оценить это имущество в денежном эквиваленте?
Анатолий Шестерюк: Я представляю, насколько яркой получилась бы строчка в газете - "территориальное управление Рос имущества в городе Москве управляет имуществом, стоимость которого составляет сотни миллиардов рублей". Но у государственных служащих на первом месте должна быть не красота, а точность. К примеру, могу вам сказать, что у нас в управлении в Москве находится 2 тысячи земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации общей площадью 6932 га; 58 242 объекта недвижимости, учтенных в реестре, с общей площадью зданий и сооружений 239 млн 107 тыс. 374 кв. м. Что касается денежного эквивалента, то различие видов имущества, изменение оценочных показателей и ряд других факторов не позволит мне обозначить его с максимально возможной точностью. Да такая задача никогда и не стояла.
РГ: Зато перед вами стоит задача по учету федерального имущества в Москве. Насколько известно, и Генпрокуратура, и минэкономразвития критиковали Рос имущество за то, что ведомство до сих пор не завершило учет федерального имущества. Что мешает сделать этот процесс быстрее?
Шестерюк: Напомню, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) образовано в нынешнем своем виде всего лишь полтора года назад. Определенное время ушло и на формирование территориальных структур. Руководитель Росимущества одной из первых поставил перед нами задачу по строгому учету всего нашего хозяйства. Обновленный реестр федерального имущества по Москве уже сформирован на 80 процентов. Но надо понимать - состав имущества постоянно меняется. Какие-то объекты выводятся из оборота, какие-то принимаются к учету. Возникают и дополнительные сложности. Так, достаточно запутанной оказалась ситуация с некоторыми унитарными предприятиями, этими полугосударственными-полукоммерческими структурами. В реестре юридических лиц по Москве числится 190 федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, которые мы пока не можем найти. Это своего рода издержки быстро и дико, то есть не всегда в духе закона развивавшегося в России капитализма. По заявленному юридическому адресу их просто нет. Похоже, они давно уже почили в бозе. Но мы-то должны делать все по закону и, соответственно, начинать процедуру ликвидации, что, собственно, и делаем.
РГ: А какова вообще, на ваш взгляд, дальнейшая судьба федеральных государственных унитарных предприятий?
Шестерюк: Премьер правительства на совещании по основным направлениям приватизации федерального имущества в 2010-2012 годах сказал о работе федеральных государственных унитарных предприятий так - "работают исключительно как частные конторы, их основной целью является извлечение прибыли, только при этом они бесплатно используют государственное имущество". Лично я надеюсь, что в течение ближайших двух-трех лет форма ФГУПов себя изживет. Если предприятие работает в конкурентной среде, оно должно быть акционировано. Если же оно необходимо для обеспечения деятельности органов исполнительной власти, то должно остаться. Но не для решения собственных коммерческих задач в виде сдачи в аренду предпринимателям занимаемых площадей.
Аренда в минусе
РГ: Сдача в аренду ФГУПами помещений третьим лицам - тема скандальная. Особенно в Москве. Вам удается взять этот процесс под контроль?
Шестерюк: По нашим данным, в аренде по Москве находится 1,2 миллиона квадратных метров недвижимости (информация и по ФГУПам, и по государственным учреждениям). У нас в работе 3,5 тысячи договоров. Это очень большой объем. Практически по каждому из договоров должны приниматься дополнительные соглашения. Мы контролируем содержание договоров, чтобы помещения сдавались в аренду только на конкурсной основе. Для этого утверждаем документацию, условия проведения конкурса, следим, чтобы начальная ставка, по которой федеральное имущество выставляется на конкурс, была не ниже рыночной цены. К сожалению, в ходе наших проверок нередко выявляется, что ФГУПы, да и некоторые госучреждения сдают помещения в субаренду коммерческим компаниям без официального оформления или в лучшем случае на основании договоров, которые не согласованы с Росимуществом. Когда обнаруживаем подобные факты в государственных учреждениях, то аннулируем незаконные договора. Более того, эти площади могут быть изъяты. И суд нас, как правило, поддерживает. Иная ситуация с ФГУПами. Решение об изъятии незаконно сдаваемых в аренду площадей без согласия директоров самих ФГУПов мы принять не можем. Такой вот парадокс. Например, у одного из ФГУПов, расположенного на Шоссе Энтузиастов, более 30 тысяч (!) квадратных метров неиспользуемых офисных площадей. Когда два года назад мы попытались как-то использовать эти площади, нам предъявили договор аренды. Там фигурировала откровенно смешная цена - около четырех с половиной тысяч рублей за квадратный метр в год. Мы отказались подписывать такой договор. И тогда в судебном порядке нас обязали его подписать. В итоге более 30 тысяч квадратных метров площадей, почти в центре Москвы, обремененных договором аренды на 8 лет, не могут эффективно использоваться по прямому назначению.
Считаю необходимым на законодательном уровне принять решение, позволяющее изымать у государственных унитарных предприятий неэффективно используемое или используемое с нарушением закона имущество.
РГ: И много таких "обремененных" площадей в Москве?
Шестерюк: Только в этом году мы предъявили 44 иска. Общая площадь помещений, которые мы требуем освободить, - более 60 тысяч квадратных метров. Но это, замечу, только видимая часть айсберга.
РГ: Фонд Ролана Быкова через суд вам все-таки удалось выселить.
Шестерюк: Да, известный фонд, славное имя. Вот только занимал он всего 346 квадратных метров, а остальные почти 5 тысяч квадратных метров, то есть свыше 93% от всей кабинетной площади имущественного комплекса, были самостоятельно переданы фондом в аренду 52 коммерческим организациям, причем без всяких документов. Таким образом, просто в чей-то карман собиралась арендная плата с площадей всего этого здания. Территориальное управление судилось за особняк два года. В итоге суд нас поддержал. Похожая история происходила и с Союзом скульпторов. Тоже помещения сдавались незаконно. И знаете, какие звучали аргументы? Мол, а как же нам существовать? Но не за счет же паразитирования на госимуществе. Подобная ситуация существует сегодня и с Союзом писателей России.
РГ: В какие суммы вы оцениваете рынок "серой" аренды и упущенную государством выгоду?
Шестерюк: В Москве от официальной аренды за десять месяцев 2009 года в бюджет перечислено около 4,9 миллиарда рублей. Даже если за незаконную аренду взять всего несколько процентов от этой цифры, сумма получается приличная. Чтобы посчитать точно, надо просто идти в каждый ФГУП и гос учреждение, и проводить необходимые мероприятия. Но не во всякий ФГУП еще и пустят.
РГ: Так, может, ввести штрафы, уголовную ответственность?
Шестерюк: Необходимо изменить законодательство. Руководители ФГУПов должны нести ответственность за неэффективное использование государственного имущества. Сейчас это практически неприкасаемые фигуры, назначаемые отраслевыми министерствами и ведомствами. Некоторым высоким руководителям крайне выгодно держать "при себе" преданных вассалов. Поэтому, когда ФГУП вносится в программу приватизации, документы по нему умудряются приносить ровно 31 декабря. Вроде бы все сделали, все сдали, но, понятно, уже приватизирован он быть не может. И так из года в год. Либо бегают-скрываются, либо болеют. В идеале вместо таких горе-директоров готовить ФГУПы к акционированию должны управляющие, назначаемые Росимуществом, задача которых одна - осуществить комплекс приватизационных мероприятий и создать акционерное общество с юридически выверенной документацией. Еще есть нюанс. Процедура оформления прав предприятий на недвижимое имущество, которая является обязательной при приватизации, носит заявительный характер. Для того чтобы провести межевание земельного участка, зарегистрировать права на имущество, по закону в Росреестр должен прийти владелец этого имущества, то есть представители тех же ФГУПов. У Росимущества сегодня даже доверенности нет на проведение подобных операций. Но даже в нынешней ситуации мы стараемся не быть простыми наблюдателями. Для решения проблемы в этом году предложили и уже прорабатываем механизм по дисквалификации руководителей ФГУПов, которые не исполняют поручения Росимущества по подготовке предприятий к приватизации. Эта работа уже инициирована в отношении четырех руководителей ФГУПов, которые тянут с приватизацией с 2004-2005 годов.
Так кто же такие рейдеры?
РГ: Анатолий Степанович, в последнее время часто появляется информация о рейдерских захватах. Каким образом можно бороться с рейдерством?
Шестерюк: Сам термин "рейдерство" в законодательстве пока не определен. Бизнес иногда использует другую терминологию - недружественное поглощение. С одной стороны, все вроде бы должно быть понятно. Рейдер - это тот, кто действует незаконно, захватывая имущество. Но если после действий, являющихся фактически силовым захватом, новоиспеченный владелец предъявляет свидетельство о регистрации права собственности? Мне как представителю государства как его называть и как с ним бороться? Бесспорно одно - только суд может и должен расставлять все по местам. Сейчас такое время, когда достаточно часто происходят смены собственников в акционерных обществах, замены директоров в государственных предприятиях. Подчас невооруженным взглядом видно - здесь без мошенничества не обошлось. Вот недавно буквально на наших глазах практически был изъят у государства крупнейший санаторий. Злоумышленники все продумали, рассчитали, выверили до мелочей. Никакого бандитизма и грубой силы. Что можно этому противопоставить? Прежде всего предпринимая ответные действия, нужно все продумать, рассчитать еще лучше. И, повторяю, в конечном итоге у нас есть только один во всех отношениях действенный способ противодействия и борьбы - через суд.
РГ: Сколько в последнее время было обжаловано неправомерных действий, связанных с завладением собственностью?
Шестерюк: Мы заявляем иски о признании права собственности на объекты недвижимого имущества, которые по нашей информации неправомерно выбыли из государственной собственности. С 2007 года в производстве теруправления находится 2746 дел. Нас, кстати, иногда тоже обвиняют в рейдерстве. Так, представители Института философии недавно заявили, что Росимущество использует рейдерские схемы, забирая у них помещения. Нелепее, на мой взгляд, придумать обвинения нельзя. Представьте, вы хозяин квартиры, сдали ее в аренду. Когда же решаете эту аренду прекратить и вернуть квартиру, вас называют рейдером. Подобная ситуация была, кстати, и в Фонде Ролана Быкова. Там дошло до силового воздействия. Но сделано это было только после решения суда.
Страсти по Черкизону
РГ: А на Черкизовском рынке кому все же принадлежит этот огромный имущественный комплекс - здания, земельные угодья в 66,478 гектара? Москве или Российской Федерации?
Шестерюк: Российской Федерации. Государство передало участок в постоянное (бессрочное) пользование Академии физкультуры и спорта. Это федеральный вуз. И все те договоры на аренду земли, которые заключались с третьими лицами, я вам ответственно заявляю, являются незаконными.
РГ: Это 15 лет продолжалось. Почему вы мирились?
Шестерюк: Потому что есть проблема разграничения прав собственности между РФ и Москвой как субъектом Федерации. С 2007 года шли суды об оспаривании незаконного отказа в государственной регистрации права собственности РФ на этот земельный участок.
РГ: Почему тогда вы не требовали от столицы закрыть этот рынок, если она там не хозяйка?
Шестерюк: Повторяю, право собственности Российской Федерации оспаривалось, и не было окончательного решения на право собственности на земельные участки. Ситуация сохранялась долгое время. Думаю, не без участия особо заинтересованных лиц.
РГ: Как дальше будет развиваться процесс разграничения "черкизовских" земель?
Шестерюк: Решением суда была признана недействительной регистрация права собственности Российской Федерации на весь этот земельный участок. Но свидетельство пока не отозвано. При этом мы вновь будем оспаривать решение суда. 15 декабря 2009 года в Высшем арбитражном суде будет рассмотрена надзорная жалоба территориального управления Росимущества в Москве на решение судов. Лично мне трудно представить, на каком основании Российская Федерация должна отдавать свою собственность? И задача Росимущества в первую очередь заключается в том, чтобы как можно быстрее были признаны законные права собственности Российской Федерации на землю.
Интернетом по коррупции
РГ: Анатолий Степанович, на вашем сайте есть примечательный документ - антикоррупционный план мероприятий. Он приносит результаты?
Шестерюк: Хотелось бы в это верить. Более года назад два наших сотрудника попались на взятке. С тех пор, в том числе и благодаря данным мероприятиям, у нас подобных чрезвычайных происшествий не случалось.
РГ: В чем суть противодействия?
Шестерюк: Конечно, для того чтобы окончательно победить коррупцию, прежде всего надо заниматься воспитанием людей, решать их социально-материальные проблемы. Но и контроль крайне важен. Стараемся пресекать сами возможности для коррупции. Максимально ограничиваем контакты чиновников с заявителями. Контролируем и анализируем, какое количество пропусков выдается тем или иным отделам, для каких целей люди приглашаются в территориальное управление. У нас организованы специальные консультационные окна, установлено видеонаблюдение.
РГ: Что еще делается для борьбы с коррупцией?
Шестерюк: Активно внедряем в свою работу современные методы и технологии взаимодействия с гражданами. Начала работать новая версия нашего официального сайта, которая значительно расширила возможности пользователей. В разработке находится раздел "онлайн-возможности", с помощью которого мы надеемся: с одной стороны, повысить оперативность решения вопросов, а с другой - воздвигнуть еще один барьер для коррупции. Мы и дальше будем стараться идти в ногу со временем. Предстоит сделать многое, в том числе и в рамках вступающего в силу с 1 января 2010 года федерального закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. По этому закону данные о деятельности государственных органов должны быть открытыми и доступными, достоверными и своевременными. Несомненно, это еще один важный шаг в борьбе с коррупцией.
Чьи вы, памятники культуры?
РГ: У нас есть информация, что Российская Федерация не передает Москве имущество, которое должна передать. В том числе дет ские сады, поликлиники.
Шестерюк: Для разрешения подобных ситуаций создана постоянная рабочая группа. Все проблемные вопросы, в первую очередь социального характера, мы обсуждаем со столичными властями, договариваемся. Объекты, о которых вы говорите, если нет неких дополнительных нюансов, конечно, надо передавать в муниципальную собственность. Обещаю взять эту ситуацию под личный контроль.
РГ: Московские власти заявляют, что надеются к концу этого года завершить процесс разграничения памятников культуры между Москвой и федеральным центром. Каково ваше понимание, как это лучше и быстрее сделать?
Шестерюк: Росимущество подготовило пакет документов, определенных правительством Российской Федерации. В нем около 350 объектов религиозного назначения. Их судьба ясна. Они перейдут в федеральную собственность, а в перспективе должны быть переданы Церкви. Составлены акты с фотоматериалами, подготовлены технические паспорта на 300 памятников, которые будут разделены между городом и Российской Федерацией. Окончательное решение будет принимать правительство, и я уверен в том, что Москва получит все объекты, которые не требуются для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти. Согласно поручению президента страны все работы по разграничению прав собственности на памятники культурного наследия на территории Российской Федерации должны быть завершены к 1 октября 2010 года.
РГ: Наверное, один из самых сложных вопросов: как поделить центр Москвы?
Шестерюк: Не вижу здесь никаких сложностей. К примеру, комплекс Красной площади вместе со старейшим магазином ГУМ является памятником ЮНЕСКО. Поэтому он сохранится за РФ именно в таком виде. А, скажем, Манеж, Гостиный Двор, отель "Метрополь" отойдут Москве. Этот прин цип, который обсуждался при разграничении по первому траншу, будет применен и во втором. Если это архитектурный ансамбль, то его надо передавать собственникам целиком, его нельзя делить, как, например, ансамбль исторических памятников в Кузьминках.
В целом предстоит определиться по 694 памятникам культурного наследия, включая 293 объекта возможного коммерческого использования. Надеюсь, что независимо от того, Москве или Российской Федерации будут принадлежать указанные объекты - эти пока еще сохранившиеся, к счастью для нас, отпечатки российского культурного наследия, их удастся сохранить для наших детей и внуков.