Вышло первое пособие об инновациях для старшеклассников

Пособие для школьников, не имеющее аналогов, рассказывает о новом для большинства людей явлении.

Слово "инновация" - т. е. открытие, новация, поддержанная инвестициями и давшая результат - в нашем лексиконе появилось недавно, но уже успело зазвучать в полную мощь. Ведь сейчас за год в мире делается больше открытий, чем прежде за столетие.

Открытие ценника

Президент Медведев в Послании Федеральному Собранию говорил о том, что без модернизации страны нам грозит серьезное отставание от мировых лидеров. Но без инноваций никакой модернизации не произойдет. То, что сегодня России принадлежит лишь 0,3 процента мирового рынка наукоемкой продукции, говорит о том, что нынешнее поколение инноваторов со своими обязанностями не справляется. Это значит, нам сегодня остро необходим новый инновационный класс.

На создание такого класса и работает новое пособие для старшеклассников "Живая инновация. Мышление XXI века", написанное журналистом Сергеем Лесковым и вышедшее в издательстве "Просвещение".

Фрэнк Вулворт, 21-летний сын фермера, решил податься в город. Устроился продавцом в магазин. Торговаться не умел и потому решил прикрепить к каждому товару написанные от руки ценники. А еще вывалил на витрину залежалый товар и написал, что каждую вещь можно взять за 5 центов. Основатель империи супермаркетов боялся, что покупатели оскорбятся тем, что с ними не разговаривают. Но те повалили валом и за первый же день выручка превысила недельную! Скоро Фрэнк открыл свой магазин, потом сеть магазинов. По ним можно было ходить и брать в руки любую вещь, а благодаря распродажам товар начал уходить просто влет. Так началась новая эра мировой торговли.

Книга полна рассказов о легендарных инноваторах прошлого, многому научат школьников интервью с ныне живущими российскими учеными. Некоторые параллели наводят на размышления.

"Здесь таких мастеров, которые превзошли бы российских, я не нашел, а чертежи машин я мастерам казал и оные сделать по ним не могут", - писал из Лондона Петру I русский механик Андрей Нартов. С собой он вез токарный станок собственной конструкции, о работе которого президент Парижской академии наук Жан Поль Биньон писал, что "невозможно ничего видеть дивнейшего". Свою рукопись "Театрум Махинарум, то есть Ясное зрелище махин", в котором Нартов дает описания десятков станков, автор много лет спустя преподнес Екатерине II, чтобы книга стала доступной механикам России. Рукопись 200 лет пролежала в придворной библиотеке.

10 против 70

В каждой главе книги есть рубрика "Инновации, которые победили": как Дизель придумал дизель или Александр Белл превратил телефон в предмет повседневного пользования. Немало историй и современных - например, как в подмосковном Протвино был построен, но в силу перестроечных катаклизмов так и не заработал ускоритель, по мощности сравнимый с Большим адронным коллайдером.

Отчего же в стране, давшей жизнь таким великим умам как Сергей Королев, Иван Кулибин или Анатолий Александров, в квартирах до сих пор стоят газовые колонки, а инновациями занимаются лишь 10 процентов предприятий, в то время как в США - 70?

На подобные вопросы в каждой главе книги автору отвечают министр образования и науки Андрей Фурсенко, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук, руководитель Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко и другие первые люди инновационной отрасли. Так, давая школьникам информацию из самых авторитетных источников, автор показывает, что относится к ним как к личностям, способным размышлять на серьезные темы, как к людям XXI века.

Один крупный деятель российской истории сказал в начале 30-х, что СССР отстает от развитых стран на 50-100 лет, но пробежать это расстояние должен за 10 лет, иначе страну сомнут. Сегодня Россия оказалась в схожей ситуации - либо она развивает наукоемкие производства, либо уходит на задворки мира. Дело за читателями книги "Живая инновация".

КСТАТИ

Задача из Книги

Задачка для второго класса церковно-приходской школы. Придумана Львом Толстым. Сейчас ее правильно могут решить лишь 30% старшеклассников и 20% студентов.

Продавец продает шапку за 10 рублей. У покупателя есть только 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает хозяину 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу в 15 р. Вскоре приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.

ВОПРОС: На сколько рублей обманули продавца?

ОТВЕТ: 25 р.

Рассуждаем. Доходы продавца: 25 р. от мальчика. Расходы: шапка (10 р.) + сдача (15 р.) + соседке (25 р.). Итого: 25 - 50 = - 25, т.е. убыток 25 р. Можно рассуждать и иначе: соседка осталась при своих деньгах (25 р. отдала на размен, потом 25 р. забрала у торговца, т.е. ее можно не учитывать. Покупатель ушел со сдачей 15 р. и шапкой за 10 р., т.е. убыток торговца составил как раз 25 р. (15 р. сдача + 10 р. шапка).

Прямая речь

Взглянуть на мир по-новому

Российская газета: Почему вы решили написать эту книгу?

Сергей Лесков: Пособия для учащихся, в отличие от стихов, не пишутся по вдохновению. В госструктурах, где обеспокоены инновационным развитием России, решили, что воспитание нового инновационного класса надо начинать со школьной скамьи. Обратились ко мне, поскольку я написал немало статей по проблеме инноваций. Это было предложение, от которого нельзя было отказаться. Потому что оно было страшно увлекательным.

РГ: Но учебник - не статья. В вашей семье были педагоги?

Лесков: Я сам, правда, недолго работал учителем физики. Моя бабушка - заслуженный учитель России, была директором крупнейшей школы в Челябинске. Отец и мать всю жизнь преподавали в вузах. То есть по генам я немножко педагог.

РГ: Вы ощущаете себя сейчас инноватором?

Лесков: Когда писал книгу, несомненно, ощущал. Потому теперь по собственному опыту могу судить, что ничего увлекательнее инноваций нет. Уверен: чем чаще человек ощущает себя инноватором, тем полнее раскрывается. И, как показывает мировой опыт, чем больше в стране инноваторов, тем страна богаче и сильнее.