Для Нижегородской области, как и для многих регионов страны, 2009 год во многом был непростым - кризис испытал на прочность все без исключения участки работы исполнительной власти. Однако благодаря экономическим трудностям отдельные отрасли только выиграли, сумев вовремя мобилизоваться, переориентироваться и найти своего потребителя.
О предварительных итогах социально-экономического развития региона в этом году, антикризисных мерах правительства Нижегородской области и о приоритетах бюджетной политики на 2010 год "Российской газете" рассказал губернатор Валерий Шанцев.
Российская газета: Валерий Павлинович, каковы ваши личные впечатления от этого трудного 2009 года? Нас пугали кризисом, все оказалось хуже или лучше, чем вам представлялось в начале года?
Валерий Шанцев: Мы никого не пугали, просто говорили правду о том, что год непростой. Кризис ударил прежде всего по потреблению. Только 20 процентов граждан могут обеспечить свои потребности за счет собственных ресурсов. Все остальные жили до кризиса за счет кредитов. И когда эта возможность исчезла, резкое снижение потребления привело к падению объемов производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правительство области еще в конце 2008 года начало разработку и реализацию антикризисных программ.
Во-первых, надо было спасти банковский сектор. Были включены все ресурсы для того, чтобы сохранить ликвидность банков. Пришлось очень много контактировать с федеральными структурами, в результате чего наши банки получили около 11 миллиардов рублей вливаний. Уже в начале года деятельность банковской системы стабилизировалась, ни один банк в регионе не погиб. Главное - это то, что удалось восстановить доверие к ним: нынешнее количество депозитов даже превысило докризисные показатели.
Во-вторых, правительству было крайне важно поддержать реальный сектор экономики. Для каждого предприятия была разработана своя система мероприятий - это как меры финансовой помощи, так и возможности нашего административного ресурса - кредитование, компенсация процентной ставки по кредитам.
Яркий пример - завод "Оргстекло" в Дзержинске, работающий на нужды авиационной промышленности. В ходе кризиса он почти погиб. Правительство сумело мобилизовать 400 миллионов рублей, из них 120 миллионов - областные инвестиционные гарантии сроком на пять лет. Сейчас производство на заводе "Оргстекло" налажено.
РГ: Но все-таки ключевое звено нижегородской промышленности - это автопром. Как сейчас обстоит дело в этой отрасли?
Шанцев: Программа помощи ГАЗу была четкой и структурированной. Было много сделано для того, чтобы компания получила поддержку на федеральном уровне. На реструктуризацию кредитного портфеля Группы ГАЗ выделены госгарантии на сумму 20 миллиардов рублей. Кроме того, особые меры были разработаны для стимулирования потребительского спроса - это и компенсация процентной ставки из бюджета области на покупку автомобилей местного производства, и единовременная помощь при обмене старого авто на новое. В целом на две эти программы из областного бюджета выделено 250 миллионов рублей.
Благодаря совместным усилиям в июне ГАЗ вышел на безубыточный уровень. (Для сравнения, в начале года производство было на уровне 1500 машин в месяц, а в июле - 5000 автомобилей.) Сейчас завод перешел на шестидневную неделю, средняя зарплата выросла до 18,8 тысячи рублей, на декабрь запланирован выпуск 6200 автомобилей.
РГ: Благодаря чему на нижегородском автогиганте удалось избежать таких серьезных проблем, какие начались, например, на АвтоВАЗе?
Шанцев: ГАЗ начал заниматься разработкой антикризисной программы еще с августа прошлого года, когда о кризисе особо никто не слышал. Главный акцент был сделан на сокращении производственных затрат. Было непросто в два раза удешевить "Газель", но менеджмент ГАЗа это сделал. Плюс началась разработка перспективных моделей на будущий год.
Я глубоко убежден, что Россия испытывает трудности в автомобилестроении только потому, что никогда не ставилась задача сделать хороший автомобиль. В советское время мы просто не знали другого качества. И когда рыночная экономика открыла нам глаза и мы увидели другие марки, то обнаружили, что у нас по сути ничего нет. И за один день это не сделаешь. Я уверен, что если сейчас не найдется партнер, то так даже лучше. Мы должны наконец-то сделать свой качественный автомобиль, а не надеяться на сборку иномарок.
РГ: В каких еще отраслях экономики наблюдается позитивная динамика?
Шанцев: Например, в металлургии. Сейчас реализуется немало проектов по строительству газопроводов, для этого нужны трубы большого диаметра. В результате Выксунский металлургический завод за 10 месяцев произвел на 21 процент больше труб большого диаметра, чем за аналогичный период прошлого года. Я думаю, что к концу года ВМЗ выйдет на такой же общий объем производства, как и в прошлом году.
В целом у региона по итогам 10 месяцев индекс промпроизводства составил 72,2 процента к уровню 2008 года, для сравнения: в I квартале текущего года он составлял 65,5 процента. По результатам этого года мы должны выйти на уровень 80 процентов по индексу физического объема производства по сравнению с прошлым годом.
Объем строительных работ за 10 месяцев этого года составил 62,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время в этом году мы сдадим 1,4 миллиона квадратных метров нового жилья, в прошлом году было 1,35 миллиона. Меня радует, что начало больше строиться малоэтажного жилья. Динамика такова, что в этом году 60 процентов приходится на малоэтажное строительство и 40 процентов - многоквартирные дома. Это значит, что началось развитие районных центров и рабочих поселков. Весьма обнадеживающим обстоятельством является то, что в отличие от ситуации в России в целом (где индекс физического объема инвестиций в основной капитал за январь - сентябрь составил 81 процент), в Нижегородской области не отмечается сжатия инвестиционного спроса, наоборот, рост составил 117,2 процента к уровню прошлого года. Это свидетельствует о том, что в области продолжается процесс модернизации промышленного производства, что важно для будущего развития.
РГ: Насколько сильно кризис ударил по благосостоянию рядовых жителей области?
Шанцев: Главное, что нам удалось сделать - снизить инфляцию на продукты питания. Надо учитывать, что в 90-е годы сельское хозяйство было больным для региона вопросом, его развалили до предела. Но в последние несколько лет правительство области увеличило финансирование отрасли в 4 раза, и теперь мы вкладываем в нее из бюджета 2 миллиарда рублей ежегодно. Кроме того, правительство дотировало процентную ставку по кредитам, лизинговые платежи. По сути, мы платим за каждый вновь введенный в оборот гектар, отвоеванный у природы, который был в свое время пахотной землей.
В этом году собран рекордный для Нижегородской области урожай зерновых, какого не было даже в советское время - 1,5 миллиона тонн зерна. Также регион сделал две нормы потребления картофеля, который можно продавать соседям, полностью обеспечил себя овощами, с избытком - молоком.
Как результат - в этом году удалось переломить тенденцию по инфляции. Обычно наш регион был одним из самых дорогих в Поволжье. Потребительские цены на данный момент выросли на 7,5 процента, а в прошлом году было 13 процентов. Следует отметить, что впервые за несколько последних лет региональная инфляция оказалась ниже среднероссийской (в РФ потребительские цены за 10 месяцев текущего года выросли на 8,1 процента). Это что касается потребительских товаров.
А продовольственные товары подорожали всего на 2,8 процента, для сравнения: в прошлом году рост был 13,2 процента. Это говорит о том, что посредники уходят и цена снижается. Свою роль сыграла также работа с сетевыми компаниями.
Выросли среднедушевые доходы населения - 13,4 тысячи рублей в месяц. Это на 7,8 процента больше, чем в аналогичный период прошлого года. Выросла также среднеобластная заработная плата - 13,9 тысячи рублей.
РГ: Многие программы областным властям удалось реализовать благодаря "подушке безопасности", сформированной в бюджете этого года в виде программы капитального строительства. Позволит ли бюджет будущего года так же эффективно решать поставленные задачи?
Шанцев: Действительно, принятие бюджета проходило непросто. Легко распределять деньги, когда они есть, а когда их мало - надо правильно выбрать приоритеты, направить их туда, где без бюджетной поддержки просто невозможно обойтись.
К большому сожалению, пришлось урезать бюджет развития. Если в 2008 году было введено 342 новых объекта, то в этом году их 140. Программа на следующий год сейчас верстается, поскольку нет точных сведений о софинансировании из федерального бюджета. Но уже сейчас можно сказать, что деньги будут направлены прежде всего на достройку уже начатых объектов.
В целом бюджет 2010 года сохранит свою социальную направленность. Если в этом году 37 процентов всех расходов было направлено на финансирование социальной сферы, то в следующем этот показатель составит 42 процента. Все взятые на себя обязательства правительство области выполнит.