Прежде он играл в Scorpions и UFO. А когда из Deep Purple ушел Ричи Блэкмор, то на его место в середине 90-х хотели пригласить именно Майкла Шенкера. Но у этого гитариста с внешностью блондина-киногероя - репутация "плохого парня" с тяжелым характером. Вот и на первые российские гастроли он согласился только сейчас.
10 декабря у Майкла Шенкера - концерт в Санкт-Петербурге, а уже на следующий день - в Москве, в знаменитом ДК имени Горбунова. Первый мировой тур, в рамках которого музыкант заедет и в Россию (вслед за этим - в Финляндию и далее) приурочен к выходу диска Gipsy Lady, неожиданно оказавшегося акустическим, романтическим и балладным. Поклонники давно привыкла к Шенкеру брутальному, экспрессивному, сжимающего в руках электрогитару как меч в поединке добра со злом. Тем более, что именно этот музыкант во многом привил современному року моду на гитары необычной формы: воинственного двузубца, хвоста космической кометы, других. А тут вот взялся за акустическую гитару и принялся исполнять на ней модифицированные "цыганочки", и почти хоровые пения для зажигательных танцев бродячих таборов.
Оказалось, что Майкл Шенкер владеет всеми приемами игры и в гармониях фламенко и цыганской музыки. Его пальцы так быстро бегали по грифу, что в первых рядах зрительного зала кажется, будто со сцены дует легкий ветерок. Но вряд ли именно в такой музыке - главные сильные стороны немецкого виртуоза, получившего прозвище Mad Michael (то бишь - Безумный Майкл), а скорее - в пространных и резких соло и напористой агрессивной манере игры. И конечно - в хватких, запоминаемых мелодиях: динамичных, раскованных эмоциональных гитарных соло. Ради этого он включил в программу тура все свои главные хиты еще из репертуара Michael Schenker Group образца 80-х, в частности Assault Attack, и хит еще периода U.F.O. - песня "Doctor, Doctor".
Хотя, наверное, никогда прежде этот экспрессивный и демонический гитарист не играл на альбоме столько красивых баллад. Кажется, что слава старшего брата - Рудольфа Шенкера, сочинившего и сыгравшего в группе Scorpions массу замечательных и проникновенных медленных хитов (Still Loving You, Then The Smoke Is Going Down, Holiday) давно не давала покоя и брату младшему. И теперь на альбоме Gipsy Lady Майкл Шенкер смог продолжить соперничество со старшим братом и своей бывшей группой Scorpions.
Во время этого впечатляющего тура один из лучших гитаристов мира ответил на вопросы обозревателя "РГ", заодно невольно подтвердив и свое провокационное прозвище "Безумный Майкл".
Российская Газета: Рудольф Шенкер со Scorpions выступают в России регулярно. Наверняка вы советовались со старшим братом о том, как лучше понравиться нашей публике?
Майкл Шенкер: Мы виделись почти полгода назад, когда навещали нашу матушку. Она, как и Руди, по-прежнему живет на родине, в Германии. А я переехал в США, подолгу живу в Англии. Наверное, я с детства такой непоседа. Не скажу, что мне быстро все надоедало, но постоянно хотелось чего-то нового. Я был - как это говорят у вас в России - "сорванец". Наверное, это тоже помогало мне в музыке: я никогда не сидел на месте, все время что-то затевал, откуда-то уходил, начинал новые проекты. Помогало ли это в личной жизни? Скорее, наоборот (не так давно Майкл Шенкер развелся с женой - Прим. А. А.). Зато каждый мой новый альбом интересно слушать. Ведь так? Ну а советов я и прежде редко когда спрашивал. Полагался на свой ум и интуицию.
РГ: Отчего вы так полюбили акустические баллады?! Просчитали, что в кризис людей особенно должно тянуть на лирику и красивые песни?
Шенкер: Да нет, просто у меня самого выдался непростой период. Некоторое время я вообще был один, без группы. Наверно, и без друзей. В начале это устраивало: никто не мешал и не отвлекал. Но потом стало сложно находиться только наедине с собой. Я ведь начал стараться избавиться от тогдашних мыслей и горького состояния (Майкл Шенкер попадал в жесткую зависимость от крепких напитков - Прим. А. А.). И вот, чтобы отвлечься и заняться делом, я начал вновь набирать группу. Тогда мне очень помог Гари Барден - давний товарищ, певший у меня еще на первом альбоме Michael Schenker Group 1980 года. Мы начали новые писать песни. Но тогда у нас не было группы, да и мысли были тогда не очень оптимистичные. А потом пришел Майкл Восс, который играет почти на всех инструментах и склонен делать изящные аранжировки (я бы добавил - лакированные и коммерчески-выгодные - Прим. А. А.). В итоге, да - диск Gipsy Lady получился вполне балладным, красивым, но, может, без присущей мне жесткости и напора. Возможно, это вообще мой самый "одинокий" и романтичный альбом. Но сейчас-то у меня уже есть постоянный состав, в который входит и барабанщик Крис Слейд (известный здоровяк, в прошлом игравший в AC/DC - Прим. А. А.). Поэтому я решил, что на гастролях мы сыграем совсем немного песен с Gipsy Lady. А большинство будет из моих "электрических", я бы сказал наэлектризованных эмоциями дисков: In The Midst of Beauty, Assault Attack и других. Думаю, что людям, наоборот, надо взбодриться и добавить себе оптимизма. А сам я, благодаря недавним мытарствам, могу дать четкий совет, как завязывать с алкоголем: надо поскорее занять себя важным и интересным делом!
РГ: У нас в России часто спорят: что в песне первично - стихи или музыка. Вы работаете в разных странах, скажите: только русским присуща подобная дискуссия?
Шенкер: Возможно, да. Но ведь вы страна, где всегда рождалось много больших поэтов. Хотя прочитать наизусть - не просите. Впрочем, лично для меня на первом месте всегда стоит музыка, а слова не имеют особого значения. Вокальные партии - это лишь дополнение к общему инструментальному звучанию. Я безоговорочный сторонник инструментальной музыки. Меня увлекает само звучание. А стихи - уже дополнение. И вообще я предпочитаю их читать, а не слушать. Кстати, в детстве с со старшим братом и сестрой жили в одной комнате, поэтому вместе слушали одну и ту же музыку. Преимущественно английскую. Мы, немцы, тогда еще не понимали, о чем поют: The Beatles, The Shadows, Rolling Stones. Но нам все равно нравились эти песни. И мы старались им подпевать, даже не зная слов….
РГ: А как относитесь к своей репутации человека с плохим характером. Это вам мешает или помогает жить?
Шенкер: Ни то ни другое. Ведь я говорил, что по характеру - одиночка. А истории о моем скверном характере рассказывают люди, у которых он намного хуже моего…