Накануне Дня Конституции президент Дмитрий Медведев встретился в Барвихе с судьями Конституционного суда.
Как выяснилось, граждане стали больше доверять КС. С января по ноябрь этого года поступило 18,5 тысячи обращений - на 4 тысячи больше, чем в прошлом году. "Это как минимум свидетельствует, во-первых, об авторитете самого Конституционного суда, а с другой стороны - о тех надеждах, которые питают граждане, которые обращаются за защитой в Конституционный суд", -прокомментировал новость президент.
"Все должны способствовать повышению авторитета судебной власти и Конституционного суда в том числе. Это очень важно не только для текущей ситуации, но и для будущего", - напутствовал он. Ведь правовое государство складывается из уважительного отношения к решениям КС, поэтому в "тонком деле поддержки авторитета Конституционного суда и судебной системы" должны участвовать все - и президент, и судьи, и представители исполнительной и законодательной властей. "То, что необходимо делать по линии президентской вертикали, по линии исполнительной власти, мы обязательно сделаем", - заверил Медведев.
Президент предложил судьям обсудить текущие вопросы конституционного правосудия, решения, которые КС принял в этом году, и роль суда в целом. Ведь правосудие осуществляется "не ради удовольствия судей, а ради того, чтобы те решения, которые принимаются любым судом, воплощались в жизнь и тем самым обеспечивалось торжество справедливости, обеспечивалось поддержание конституционного порядка", - напомнил он. Именно поэтому так важно отслеживать реализацию решений КС. К примеру, продолжить устранять несоответствия с Основным законом региональных конституций и уставов, считает Медведев.
Глава государства еще раз напомнил о пересмотре системы наказаний. В частности, о расширении спектра тех из них, которые не связаны с лишением свободы. Президент рассказал, что в проекте одного из Уголовных уложений царского периода заметил серьезную проработку мер наказания, что давало возможность применять огромный набор мер воздействия. "У нас сейчас все гораздо более такое аккуратненькое, маленькое. И я не уверен, что это хорошо", - сделал вывод Медведев.
Он также предложил обратить внимание на определения Конституционного суда: "...с их реализацией возникает еще больше проблем, чем с реализацией постановлений, потому что постановление очевидно - более однозначный документ. И здесь нам нужно вместе подумать о том, что делать дальше, требуется ли совершенствование этого института". Тему определений в КС воспринимают болезненно, но проблему решать надо, нужно закрепить этот сложившийся уже механизм, считает председатель КС Валерий Зорькин.
Зорькин остановился на знаковых решениях Суда. Одно из них - признание недееспособными психически больных граждан. "Казалось бы, частный вопрос, но он оказался достаточно болезненным, приковал значительное общественное внимание и в нашей стране, и за рубежом - с учетом того, что у нас было раньше, в советские времена", - пояснил Зорькин. По его словам, "это использовалось и для того, чтобы демонстрировать, что якобы в России сохраняется прежний режим подхода к такого рода гражданам, как и в советское время". И если раньше можно было признать гражданина недееспособным без его участия на процессе, то теперь он сможет высказать свою позицию лично или через адвоката.
Другое важное дело касается административного ареста. Под видом предварительного расследования, когда за административные правонарушения мог быть назначен арест, человека могли задержать на много суток. "Здесь сложность заключается не только в том, что это вообще противоречило нашей Конституции, но и опять же международный аспект: Страсбургский суд и так далее, - потому что на таком случае фактически тоже строились некоторые модели освещения нашей страны, и, можно сказать, даже иногда это преувеличивалось", - пояснил Зорькин. Еще одно нашумевшее решение - по смертной казни. Все эти дела доказывают, что "Конституционный суд отнюдь не является учреждением, направленным против граждан, или учреждением, сидящим в кармане у какой-то власти. Это вполне самостоятельный, устоявшийся орган конституционного контроля", - подытожил председатель КС.
Он также заверил президента, что Суд готов транслировать публичные заседания через Интернет. "Страсбург, конечно, нас опередил, у них более передовые технологии в плане единой цепочки прохождения дел, но я думаю, что это вполне поправимо", - сообщил председатель КС.
Под конец Зорькин поделился с президентом наблюдением, что адаптационный период после переезда Суда в Петербург закончился. "Понятно, что у каждого судьи свои интересы, свои сложившиеся уже приоритеты, мы все в Москве долгие годы жили, и поэтому нельзя сказать, что это какая-то была эйфория от переезда, что скрывать-то? Но вместе с тем, конечно, то, что были созданы условия, я бы сказал, беспрецедентные в мире", - отдал должное глава КС.
"Это действительно был драматический период для судей... Но, с другой стороны, на мой взгляд, это очевидно - переезд является пусть и косвенной, но все-таки дополнительной гарантией независимости самого судопроизводства в Конституционном суде, потому что его автономность дает возможность более спокойно, более равномерно, более размеренно рассматривать самые разные вопросы", - ответил ему Медведев. И пообещал провести следующую такую встречу в Петербурге.