14.12.2009 00:20
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Где снос старых и строительство новых домов, там обычно бушуют страсти

    Житейские страсти вокруг реконструкции микрорайона

    Москва небеспредельна. На смену застройке свободных территорий приходит реконструкция старых микрорайонов.

    Старых не столько даже по возрасту, сколько по обветшалости, зримому несоответствию современным стандартам. В таких случаях становится неизбежен и снос. А где снос старых и строительство новых домов, там обычно бушуют страсти.

    В Останкине реконструируется микрорайон 15-16. Это квадрат, замыкаемый улицами Академика Королева, Аргуновской, Цандера и Звездным бульваром. Реконструкция осуществляется в рамках отдельной программы - по постановлению столичного правительства "О проекте планировки микрорайона 15-16 Останкинского района г. Москвы". Под снос идут 20 пятиэтажек и около десятка восьмиэтажных домов, исчерпавших свой ресурс. В ходе реконструкции планируется построить 7 детских садов, 5 школ, 4 паркинга, детский медицинский центр, центр социального обслуживания... Вы скажете: и кому от этого плохо? Обитатели хрущоб и панельного старья переселятся в современные квартиры, причем на своей же или соседней улице, общий уровень социального благоустройства микрорайона значительно повысится, к удовольствию всех жителей Останкина. Где тут почва для споров, конфликтов? Сейчас объясню. Прежде чем что-то снести, надо что-то построить. Нужен так называемый стартовый дом. Он примет первых переселенцев. Дальше так и пойдет: новый построили - старый снесли.

    "Стартовый дом предполагается построить на пустом участке около дома на Цандера, 7, - рассказал заместитель главы управы Останкинского района Тимур Сократов. - В него переедут жители двух корпусов дома 9 по улице Академика Королева. Возведение стартового дома позволит начать масштабную реконструкцию, которой ждет большинство жителей Останкина". "В чем же проблема?" - спросил я. Оказалось, вот в чем: жителям дома по Цандера, 7, решительно не нравится, что у них под окнами поднимется многоэтажная громада. "По поводу реконструкции этого микрорайона мы на днях проводим публичные слушания, - сказал Сократов. - Здесь проживают около 16 тысяч человек. Любой из них может прийти и высказаться, и мы обязаны выслушать каждого. Приходите, будет интересно".

    Зал не вместил всех желающих. Толпились в коридоре, стояли в проходах. Перед началом собрания многие с острым любопытством изучали выставленные на стендах проект планировки территории, эскиз застройки... На сцене в президиуме расположились глава управы Александр Кружков, руководитель муниципального образования "Останкинское" Михаил Коган, начальник территориальной проектно-планировочной мастерской по СВАО Сергей Топкишев... Первой получила микрофон представитель технического заказчика Наталья Старостина. Она изложила концепцию комплексной реконструкции останкинских кварталов. Упреждая вопросы, сказала: "На данном этапе не определяется очередность сноса домов и переселения жителей. Это решится позже".

    - А какие дома будут сносить?

    - Академика Королева, 9, корпуса 3 и 4 (аплодисменты, крики: "Давно пора!"), Звездный бульвар, 34, корпуса 1 и 2, Звездный бульвар, 42, корпус 2 (аплодисменты)... Всего пойдет под снос 28 домов.

    - А стартовый дом где строить будут?

    - Есть только одна приемлемая площадка - напротив Цандера, 7.

    Зал загудел. И с этой минуты пошла, набирая накал, страстная пикировка граждан между собой, зала - с президиумом.

    - Почему именно возле нашего дома? Другого места не нашлось?

    - Представьтесь, пожалуйста.

    - Александр Каменский, Цандера, 7. Я вам сейчас скажу, где надо строить.

    - Вы знаете - где?

    - Знаю.

    - Ну да, он знает. Знаток, блин...

    - Говорите, говорите... Мы занесем ваше предложение в протокол.

    - Не надо давить.

    - Я не давлю.

    - Нет, вы давите!

    - Послушайте меня. Наталья Пережигина, директор центра социального обслуживания. Я внимательно изучила проект. Согласно ему для нашего центра построят новое здание. И, как я вижу, на первом этаже разместится аптека, а пенсионный фонд и прочие помещения расположатся выше. Но на третий и четвертый этажи пенсионеры-инвалиды просто не смогут подняться. Мне кажется, пенсионный фонд и кабинеты центра должны находиться не ниже второго.

    - Спасибо, учтем ваше замечание.

    - Горбова Ирина Львовна. Не слышно? Это у них микрофон барахлит. Теперь лучше? Ага. Я автолюбитель. Надо предусмотреть большое количество парковочных мест.

    - Так вы за проект?

    - Я - за. Но хотелось бы знать, когда начнется.

    - Так... Меня нормально слышно? Ольга Шмелькова, Цандера, 7. В стартовом доме собираются устроить подземный паркинг. В таком случае Цандера, 7, может обрушиться. Вы видели, какая там трещина?

    - С трещиной разберемся. А без подземного паркинга не обойтись. Мы сейчас вынуждены перед вашим домом выстраивать заграждения, чтобы автолюбители не ставили машины на газон.

    - Да не нужен нам этот паркинг!

    - Хорошо, занесем в протокол ваше мнение.

    - Дайте мне микрофон. Еранцева Галина Михайловна, Цандера, 7. Наш дом был построен для ветеранов войны, в нем 1850 человек проживает. И вот теперь перед окнами нагородят черт знает что. Это, значит, такой нам подарок к 65-летию Победы?

    - Разрешите сказать. Олег Николаев, Звездный бульвар, 20, живу здесь с рождения. Этот проект вообще не имеет под собой законных оснований!

    - Можно?

    - Да-да, все вас слушают.

    - Любовь Петровна, Академика Королева, 9, корпус 3. Я ветеран Останкина, мне девяносто лет, я инвалид второй группы, грузчиком работала. Дом у нас трухлявый наскрозь. Сколько раз аварийка приезжала!

    - Ваш дом как раз и пойдет под снос.

    - А?

    - Снесут вас, говорю. И вы получите новую квартиру.

    - Ой, спасибо! На девяносто первом году хоть поживу как человек.

    - Правильно сказано: пора пожить по-человечески. Мы с тетей Любой в одном бараке ютились, она меня из роддома встречала... Тут вообще все дома на ладан дышат. Дом номер пять на Звездном Хрущев Вальтеру Ульбрихту показывал. А теперь кому-то не нравится, что на месте этих домов новые построят. Цандера, 7, почему не хотите нас понять? Что вы за люди, ей богу!

    - Пропустите, мужчина. Да не толкайтесь же! Овчаренко Ольга Кузьминична, Вторая Новоостанкинская, 19. Господа из управы, вы хотите снести спортивную площадку, уничтожить детскую, залить все асфальтом и построить нечто страшное, коммерческое.

    - Погодите, дорогая моя и красивая...

    - Я вам не дорогая и не красивая.

    - Ладно, Ольга Кузьминична, что вас не устраивает?

    - Всё!

    - Женщина, вы уже двадцать минут выступаете. Отберите у нее микрофон!

    - Позвольте мне договорить, я вас не перебивала.

    - Товарищи, товарищи, давайте не превращать наше собрание в базар.

    - Пускай она уйдет, меньше будет базара.

    - Мы тут наслушались про людей, про автомобили... А у нас дет ская площадка вся собаками загажена. Если не построите площадку для выгула собак... Я никого не хочу пугать, просто извещаю: в нашем доме немало людей с охотничьими ружьями...

    - Ребята, вспомните фильм "Гараж". Мы же сейчас - как его персонажи!

    - Вот-вот, нас хотят перессорить друг с другом!

    - Проведите отдельное собрание для Цандера, 7. Они одни тут выступают.

    - Товарищи, мы работаем уже два часа. Ряды поредели, люди устали. Давайте подведем итог, и вы пойдете смотреть "Вольфа Мессинга".

    Разошлись не сразу. Еще минут двадцать толклись возле стендов, галдели в коридоре, кучковались на лестнице, мало-помалу остывая и успокаиваясь.

    Не знаю, что добавить к этой картинке жизни. Самый точный и емкий комментарий на тему реконструкции жилых кварталов дал в свое время знаменитый публицист Анатолий Аграновский: "Строить города было бы легче, если бы не было людей. Но они есть".

    Поделиться