Москва небеспредельна. На смену застройке свободных территорий приходит реконструкция старых микрорайонов.
Старых не столько даже по возрасту, сколько по обветшалости, зримому несоответствию современным стандартам. В таких случаях становится неизбежен и снос. А где снос старых и строительство новых домов, там обычно бушуют страсти.
В Останкине реконструируется микрорайон 15-16. Это квадрат, замыкаемый улицами Академика Королева, Аргуновской, Цандера и Звездным бульваром. Реконструкция осуществляется в рамках отдельной программы - по постановлению столичного правительства "О проекте планировки микрорайона 15-16 Останкинского района г. Москвы". Под снос идут 20 пятиэтажек и около десятка восьмиэтажных домов, исчерпавших свой ресурс. В ходе реконструкции планируется построить 7 детских садов, 5 школ, 4 паркинга, детский медицинский центр, центр социального обслуживания... Вы скажете: и кому от этого плохо? Обитатели хрущоб и панельного старья переселятся в современные квартиры, причем на своей же или соседней улице, общий уровень социального благоустройства микрорайона значительно повысится, к удовольствию всех жителей Останкина. Где тут почва для споров, конфликтов? Сейчас объясню. Прежде чем что-то снести, надо что-то построить. Нужен так называемый стартовый дом. Он примет первых переселенцев. Дальше так и пойдет: новый построили - старый снесли.
"Стартовый дом предполагается построить на пустом участке около дома на Цандера, 7, - рассказал заместитель главы управы Останкинского района Тимур Сократов. - В него переедут жители двух корпусов дома 9 по улице Академика Королева. Возведение стартового дома позволит начать масштабную реконструкцию, которой ждет большинство жителей Останкина". "В чем же проблема?" - спросил я. Оказалось, вот в чем: жителям дома по Цандера, 7, решительно не нравится, что у них под окнами поднимется многоэтажная громада. "По поводу реконструкции этого микрорайона мы на днях проводим публичные слушания, - сказал Сократов. - Здесь проживают около 16 тысяч человек. Любой из них может прийти и высказаться, и мы обязаны выслушать каждого. Приходите, будет интересно".
Зал не вместил всех желающих. Толпились в коридоре, стояли в проходах. Перед началом собрания многие с острым любопытством изучали выставленные на стендах проект планировки территории, эскиз застройки... На сцене в президиуме расположились глава управы Александр Кружков, руководитель муниципального образования "Останкинское" Михаил Коган, начальник территориальной проектно-планировочной мастерской по СВАО Сергей Топкишев... Первой получила микрофон представитель технического заказчика Наталья Старостина. Она изложила концепцию комплексной реконструкции останкинских кварталов. Упреждая вопросы, сказала: "На данном этапе не определяется очередность сноса домов и переселения жителей. Это решится позже".
- А какие дома будут сносить?
- Академика Королева, 9, корпуса 3 и 4 (аплодисменты, крики: "Давно пора!"), Звездный бульвар, 34, корпуса 1 и 2, Звездный бульвар, 42, корпус 2 (аплодисменты)... Всего пойдет под снос 28 домов.
- А стартовый дом где строить будут?
- Есть только одна приемлемая площадка - напротив Цандера, 7.
Зал загудел. И с этой минуты пошла, набирая накал, страстная пикировка граждан между собой, зала - с президиумом.
- Почему именно возле нашего дома? Другого места не нашлось?
- Представьтесь, пожалуйста.
- Александр Каменский, Цандера, 7. Я вам сейчас скажу, где надо строить.
- Вы знаете - где?
- Знаю.
- Ну да, он знает. Знаток, блин...
- Говорите, говорите... Мы занесем ваше предложение в протокол.
- Не надо давить.
- Я не давлю.
- Нет, вы давите!
- Послушайте меня. Наталья Пережигина, директор центра социального обслуживания. Я внимательно изучила проект. Согласно ему для нашего центра построят новое здание. И, как я вижу, на первом этаже разместится аптека, а пенсионный фонд и прочие помещения расположатся выше. Но на третий и четвертый этажи пенсионеры-инвалиды просто не смогут подняться. Мне кажется, пенсионный фонд и кабинеты центра должны находиться не ниже второго.
- Спасибо, учтем ваше замечание.
- Горбова Ирина Львовна. Не слышно? Это у них микрофон барахлит. Теперь лучше? Ага. Я автолюбитель. Надо предусмотреть большое количество парковочных мест.
- Так вы за проект?
- Я - за. Но хотелось бы знать, когда начнется.
- Так... Меня нормально слышно? Ольга Шмелькова, Цандера, 7. В стартовом доме собираются устроить подземный паркинг. В таком случае Цандера, 7, может обрушиться. Вы видели, какая там трещина?
- С трещиной разберемся. А без подземного паркинга не обойтись. Мы сейчас вынуждены перед вашим домом выстраивать заграждения, чтобы автолюбители не ставили машины на газон.
- Да не нужен нам этот паркинг!
- Хорошо, занесем в протокол ваше мнение.
- Дайте мне микрофон. Еранцева Галина Михайловна, Цандера, 7. Наш дом был построен для ветеранов войны, в нем 1850 человек проживает. И вот теперь перед окнами нагородят черт знает что. Это, значит, такой нам подарок к 65-летию Победы?
- Разрешите сказать. Олег Николаев, Звездный бульвар, 20, живу здесь с рождения. Этот проект вообще не имеет под собой законных оснований!
- Можно?
- Да-да, все вас слушают.
- Любовь Петровна, Академика Королева, 9, корпус 3. Я ветеран Останкина, мне девяносто лет, я инвалид второй группы, грузчиком работала. Дом у нас трухлявый наскрозь. Сколько раз аварийка приезжала!
- Ваш дом как раз и пойдет под снос.
- А?
- Снесут вас, говорю. И вы получите новую квартиру.
- Ой, спасибо! На девяносто первом году хоть поживу как человек.
- Правильно сказано: пора пожить по-человечески. Мы с тетей Любой в одном бараке ютились, она меня из роддома встречала... Тут вообще все дома на ладан дышат. Дом номер пять на Звездном Хрущев Вальтеру Ульбрихту показывал. А теперь кому-то не нравится, что на месте этих домов новые построят. Цандера, 7, почему не хотите нас понять? Что вы за люди, ей богу!
- Пропустите, мужчина. Да не толкайтесь же! Овчаренко Ольга Кузьминична, Вторая Новоостанкинская, 19. Господа из управы, вы хотите снести спортивную площадку, уничтожить детскую, залить все асфальтом и построить нечто страшное, коммерческое.
- Погодите, дорогая моя и красивая...
- Я вам не дорогая и не красивая.
- Ладно, Ольга Кузьминична, что вас не устраивает?
- Всё!
- Женщина, вы уже двадцать минут выступаете. Отберите у нее микрофон!
- Позвольте мне договорить, я вас не перебивала.
- Товарищи, товарищи, давайте не превращать наше собрание в базар.
- Пускай она уйдет, меньше будет базара.
- Мы тут наслушались про людей, про автомобили... А у нас дет ская площадка вся собаками загажена. Если не построите площадку для выгула собак... Я никого не хочу пугать, просто извещаю: в нашем доме немало людей с охотничьими ружьями...
- Ребята, вспомните фильм "Гараж". Мы же сейчас - как его персонажи!
- Вот-вот, нас хотят перессорить друг с другом!
- Проведите отдельное собрание для Цандера, 7. Они одни тут выступают.
- Товарищи, мы работаем уже два часа. Ряды поредели, люди устали. Давайте подведем итог, и вы пойдете смотреть "Вольфа Мессинга".
Разошлись не сразу. Еще минут двадцать толклись возле стендов, галдели в коридоре, кучковались на лестнице, мало-помалу остывая и успокаиваясь.
Не знаю, что добавить к этой картинке жизни. Самый точный и емкий комментарий на тему реконструкции жилых кварталов дал в свое время знаменитый публицист Анатолий Аграновский: "Строить города было бы легче, если бы не было людей. Но они есть".