Федеральные власти нашли способ создания прозрачной системы финансирования дорожного строительства. Федеральные субсидии на строительство и содержание дорог заменены на бюджетные кредиты. Это позволит исключить нецелевое использование денег и регионам получить постоянный источник на поддержку дорог.
Дороговизна строительства дорог потребовала вмешательства президента. Правительству поручено рассмотреть возможность целевого расходования дорожных налогов и сборов в региональных фондах. Как выяснилось, минфин уже готовит изменения в области финансирования дорожного строительства. Соответствующий проект приказа размещен на официальном сайте ведомства. В 2010 году, как и в текущем, федеральный бюджет будет перечислять регионам не субсидии, а бюджетные кредиты на строительство, ремонт и содержание дорог. Срок возврата кредитов увеличивается с трех до пяти лет. Их льготная стоимость остается пока прежней - четверть ставки рефинансирования. Упрощены условия получения бюджетного кредита, но в любом случае список дорог необходимо будет согласовать с Росавтодором. Так что говорить о воссоздании Дорожного фонда, как эти инновации уже успели окрестить некоторые эксперты, нельзя, пояснила в разговоре с корреспондентом "РГ" директор департамента межбюджетных отношений Минфина России Лариса Ерошкина. При этом, отметила она, на 2010 год увеличивается объем предоставляемых бюджетных кредитов на эти цели с 25 миллиардов рублей до 50 миллиардов.
Ранее в интервью "РГ" замглавы минфина Антон Силуанов признал, что субсидии не всегда бывают эффективными. И дорожные деньги не всегда расходовались по направлению. Попытки минфина привязать налоги регионов к целевым расходам вызывали негодование региональных властей, которые утверждали, что таким образом федеральный центр лишает их самостоятельности. Поэтому была найдена более прозрачная схема - бюджетные кредиты. Эксперты считают, что это заставит губернаторов пускать дорожные деньги на дороги, а, к примеру, не на зарплату.
Как уточнили "РГ" в Росавтодоре, в этом году регионам тоже было дано право брать целевые кредиты. Всего 74 региона воспользовались им. В основном это регионы, где сокращение субсидирования было всего 15 процентов. В их числе Дагестан, Калмыкия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область и власти Чукотки. Те же, кому повезло меньше и сокращения субсидий выросли до 60 процентов, все-таки решили взять кредиты. Приморье взяло деньги на подготовку дорог к АТЭС, в том числе на строительство моста через бухту Золотой Рог. Москва взяла деньги на окончание Крестовского путепровода, Варшавки. Московская область решила вложить кредитные средства в небольшие дороги - почти 45 объектов. В том числе на дорогу город Жуковский - ЛИИ имени Громова и на присоединение к МКАД Сколковского шоссе.
И если в этом году субсидий регионам было выделено 94,5 миллиарда рублей, а кредитов 25 миллиардов, то в следующем ситуация поменяется. Безвозвратно можно будет получить 37,7 миллиарда рублей, а по кредитной программе - 50 миллиардов.
Например, Дагестану планируется выделить субсидий на сумму 2,3 миллиарда рублей на пограничные объекты. Краснодарскому краю на дороги в Сочи положили 2,5 миллиарда рублей.
Если сложить субсидии и кредиты этого года, то получится, что в уходящем году регионы получили почти 120 миллиардов на дороги. А в следующем им дадут примерно 87,7 миллиарда рублей, включая кредиты. Понимая, что идет сокращение, все регионы поспешили подать заявки на кредиты на следующий год, подтвердили в Росавтодоре.
Свердловская область хочет получить 5 миллиардов рублей, Калужская и Волгоградская области по 1,7 миллиарда рублей, Псковская - 1 миллиард рублей, Ульяновская - 0,8 миллиарда рублей, Сахалин - 0,7 миллиарда рублей. Северная Осетия - 0,75 миллиарда рублей.