В Смоленске состоялся семинар комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления (МСУ).
В мероприятии приняли участие председатель комитета Степан Киричук и его заместители Анатолий Салтыков, Николай Фролов, Николай Тонков. При этом сенаторы не столько выступали сами, сколько слушали руководителей местного самоуправления Смоленской области.
- Если в муниципальном образовании нет экономики, то и говорить о местном самоуправлении можно с большой натяжкой, а в отдельных случаях эти рассуждения напоминают анекдот, - рассказал Степан Киричук. - Сегодня в регионах идет поиск более приемлемых территориальных основ местного самоуправления, которые позволили бы муниципалитетам иметь собственные доходы. Два источника закреплены законом - налоги на имущество физических лиц и земельный, но объемы их поступлений не соответствуют расходным обязательствам органов МСУ. Минфину и минрегионразвития до 10 марта поручено внести на рассмотрение правительства конкретные предложения по укреплению финансовых основ местного самоуправления. Могу точно сказать, что специалисты обсуждают возможность передачи муниципалитетам единого налога на вмененный доход и транспортного налога, но о конкретных решениях говорить пока рано.
Вся реформа местного самоуправления в России построена на том, что у руководителей муниципалитетов появится самостоятельность и стремление добиваться самодостаточности своих территорий. Есть налоги, на объем поступлений которых местные власти в состоянии влиять, - например на доходы физических лиц. При этом в муниципальный бюджет поступает всего 10 процентов его общего объема.
- Государство пыталось навести порядок с налогом на имущество - добиться, чтобы граждане платили его в соответствии с рыночной стоимостью, провело эксперименты в нескольких областях. Но ничего не получилось, потому что трехкомнатная квартира в многоэтажном доме оказывалась дороже особняка площадью в тысячу квадратных метров, - напомнил участникам семинара председатель Совета муниципальных образований Смоленской области, глава Сафоновского района Вячеслав Балалаев. - Но если органы госвласти не смогли заставить платить тех, кто в состоянии это делать, то почему такую задачу перекладывают на плечи органов местного самоуправления? Что касается транспортного налога, с прошлого года он в Смоленской области передан районам в полном объеме, но толку от этого нет. Количество машин за последние годы увеличилось в разы, однако ставки налога по разным соображениям остаются прежними. Причем решение этого вопроса не зависит от муниципалитетов. Когда-то в местный бюджет зачислялось 90 процентов НДФЛ и 50 - налога на имущество, сейчас - по 10 процентов. И получается, что у местных властей не хватает средств на выполнение стоящих перед ними задач.
В своих выступлениях главы районов посетовали: собрать не удается даже те налоги, на которые органы местного самоуправления вправе рассчитывать, поскольку основной задачей сотрудников налоговой службы является наполнение федерального бюджета, затем - регионального и только в последнюю очередь - муниципальных. Тот же транспортный налог сложен в администрировании. Нужно разослать тысячи квитанций, проконтролировать уплату, и справиться с этой работой в полном объеме из года в год не удается.
- В Десногорске собирается около 90 процентов транспортного налога, но могло быть и больше, - констатирует глава города атомщиков Михаил Хоботов. - Когда стали разбираться, выяснилось: данные, необходимые для сбора налогов, друг другу передаются исправно и у прокуратуры в этом смысле нет никаких претензий к федеральным структурам. Вот только все эти базы несовместимы. Поэтому работа в межрайонной инспекции, обслуживающей пять муниципалитетов, выполняется вручную. Это отнимает много времени, случаются ошибки, квитанции на уплату налогов нередко направляются людям, которые умерли. Другой пример - так называемая дачная амнистия. Я каждый день подписываю десятки постановлений о выделении гражданам садовых участков, но увеличения земельного налога не чувствуется. А ведь муниципалитету важна каждая копейка.
Наконец, больной темой оказалась статистика. Здесь также речь идет о мотивации руководителей органов МСУ. Главе района, разумеется, хочется иметь сведения об экономической ситуации на своей территории, сравнить ее с тем, что происходит у соседей. Парадокс, но допуск к гостайне у него есть, а к статистическим данным - нет.
Впрочем, в отличие от многих проблем, эта, по словам Степана Киричука, решена. Уже в этом году может быть подписано соглашение, по которому главы районов и городских округов по официальному запросу смогут получать в органах госстатистики интересующую их информацию.