15.12.2009 00:40
    Поделиться

    В ЦАГИ завершились очередные испытания модели перспективного самолета МС-21

    Через два года в Национальном центре авиастроения будут работать 11 тысяч человек

    Чем живет сегодня будущий Национальный центр авиастроения? Это увидели журналисты в ходе пресс-тура в подмосковный город Жуковский.

    Напомним: указ президента о создании на базе Жуковского и его предприятий Национального центра авиастроения (НЦА) - научного авиационного кластера нового типа - был подписан еще в феврале прошлого года. Именно здесь будут сконцентрированы основные конструкторские и научные силы страны для выполнения федеральных программ по развитию авиации. Ядром центра станут отраслевые центры Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и транспортно-выставочный комплекс "Россия".

    Уже к 2011 году в НЦА должны работать около 11 тысяч человек, из которых 7 тысяч - в инженерном комплексе. Создание центра будет осуществляться в три этапа: до 2012 года - создание первых объектов центра, в 2013-2015 годах - ввод в эксплуатацию основных объектов ОАК, а также бизнес-парка, образовательного центра, транспортно-выставочного комплекса, в 2016-2017 годах - окончание строительства.

    Как пояснил глава Жуковского Александр Бобовников, сегодня разрабатывается генеральный план развития города. "Думаю, к середине 2010 года он будет завершен, - сказал Бобовников. - Это план развития города на ближайшие 20-25 лет".

    Уже много лет Международный авиационно-космический салон является визитной карточкой города. А вот летом будущего года здесь впервые состоится международная выставка вооружений. И это еще один серьезный шаг в будущее.

    Судя по всему, Жуковский шагает вперед довольно уверенно. Вот цифры: за последние годы бюджет города вырос в десять раз, средняя зарплата жителей - во столько же. Но что, пожалуй, не просто важно, а важно принципиально: работа на крупнейшем градообразующем предприятии - ЦАГИ сегодня стала "стоить" дороже, чем в среднем по городу. Многие годы было наоборот. И это напрямую сказывалось на притоке молодежи в научные центры.

    Сегодня же поставлена четкая задача: именно наука должна определять пути развития россий ского авиапрома. На базе ЦАГИ планируется создать Федеральный научный центр в области авиации.

    Только что в ЦАГИ завершились очередные испытания модели перспективного самолета МС-21. Наверное, не надо лишний раз говорить, что с этой крылатой машиной связывают зав трашний день нашей граждан ской авиации: к 2016 году он должен прийти на смену и крылатым "старичкам" Ту-154, и семейству Ту-204.

    На сей раз проводились испытания на обледенение: специально были изготовлены имитаторы льда в масштабе модели МС-21 и в ходе эксперимента оценивалась эффективность ее органов управления и измерялись аэродинамические характеристики. А чуть раньше прошли другие не менее важные испытания - первой аэроупругой модели консоли крыла будущего самолета.

    Как это происходило, журналистам продемонстрировал в аэродинамической трубе главный научный сотрудник института профессор Олег Кузнецов. "Мы исследуем нагруженность конструкции крыла при действии порывов неспокойного воздуха, - пояснял он. - Так называемая "болтанка" доставляет много неприятностей авиапассажирам, но еще больше - конструкции. И наша задача - обеспечить проч ность самолета при турбулентности".

    Вообще, по словам специалистов, крыло - это самый важный элемент в самолете. "Будет хорошее крыло - будет хороший самолет, - подчеркнул Олег Алексеевич. - В чем суть любого эксперимента? Необходимо сравнить его данные с расчетом. Если все хорошо - честь и хвала, если нет - делаем поправки".

    Можно сказать, что полученные специалистами результаты дают первое представление об экспериментальных характеристиках динамической аэроупругости самолета, облик которого еще только рождается. Эта информация будет использована как для коррекции его математической модели, так и для оптимизации всего цикла экспериментальных работ. План разработан учеными на несколько лет.

    Но, как выяснилось, в ЦАГИ ведутся параллельно и работы по определению основных аэродинамических характеристик перспективного вертолета. Какого? У него даже нет названия. "Результаты исследований ЦАГИ могут быть использованы при разработке и создании перспективных, в том числе скоростных, винто крылых летательных аппаратов, а также при модернизации существующих вертолетов", - пояснили в институте.

    ...В огромном зале ресурсных испытаний натурных авиаконструкций ЦАГИ невольно хотелось втянуть голову в плечи: что-то с силой ухало и скрежетало. "Это идут испытания самолета Ил-96-300, - рассказал начальник сектора Денис Федоров. - Сейчас, к примеру, имитируется полетный блок нагружения на крыло".

    На наших глазах крыло начало прогибаться. Надо сказать, зрелище потрясающее. А в полете такой прогиб, оказывается, составляет метра три в консольной части. Результаты подобных "истязаний" важны для продления ресурса самолета: он у Ил-96-300 определен в 60 тысяч летных часов и 20 тысяч полетов. И испытатели должны его подтвердить.

    "А если обнаруживается трещина?"- поинтересовался кто-то из журналистов. "Тогда самолет уже испытывают на живучесть: нагружают уже с трещиной и смотрят, как он себя ведет", - пояснил специалист. Датчики замеряют даже доли миллиметров технических нарушений. Так что надежность результатов после таких испытаний гарантирована.

    То, что делают с этим самолетом, важно для всех машин этого типа, которые летают. Примерно их в России двадцать пять, и что важно, на одном из них летает президент.

    Кстати, самым разным сотрудникам ЦАГИ мы задавали вопрос: "Какой самолет в России самый надежный?" "Из тех машин, что испытывались на прочность в институте, - Ту-160", - не сговариваясь, ответили специалисты. И пояснили: этот самолет испытывался здесь свыше двадцати лет. Известно, что металл, как любое живое существо, устает. Поэтому напоследок к "сто шестидесятому" инженеры-прочнисты приложили "сто процентов нагружения". Иными словами, ломали по полной программе. И что вы думаете? Самолету хоть бы хны - устояли даже самые "слабые" узлы.

    Между тем

    Только что ЦАГИ получил лицензию Федерального космического агентства на осуществление космической деятельности. Это означает, что теперь институт может создавать и производить космическую технику, материалы и технологии, а также проводить научно-исследовательские, экспериментальные и опытно-конструкторские работы для создания образцов космической техники, в том числе многоразовых средств выведения.

    Поделиться