Новости

15.12.2009 00:42
Рубрика: Экономика

Регионам дадут стратегию

Субсидии и субвенции из федерального бюджета сократят

Председатель правительства РФ Владимир Путин потребовал ускорить принятие документов стратегического планирования в регионах. Сегодня в правительстве планируется утверждение стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года. Когда наконец будет принят закон "О стратегическом планировании в РФ" и какой должна быть стратегия в регионах, чтобы соответствовать базовым направлениям социально-экономического развития субъектов РФ? Об этом "РБГ" рассказывает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Галина ИЗОТОВА.

- Галина Сергеевна, на какой стадии сейчас находится закон "О стратегическом планировании в РФ"?

- Я вхожу в рабочую группу по разработке федерального закона о государственном стратегическом планировании в Российской Федерации. Документ находится в работе. Сейчас он в правительстве, где специально по нему создана согласительная комиссия. Кроме того, продолжается обсуждение Концепции совершенствования государственной региональной политики, в которой одним из главных направлений работы стали вопросы стратегического планирования.

- Значит ли это, что регионам придется переписывать свои уже принятые стратегические планы?

- Стратегическое планирование - процесс сложный, требующий большой профессиональной подготовки. Стратегия разрабатывается не для того, чтобы она как красиво оформленный документ стояла на полке. Она должна работать, быть актуальной, соответствовать ситуации и планируемым результатам. Стратегирование - непрерывный процесс. Изменять же стратегические планы регионам придется только с точки зрения уточнения. Ничего плохого в том, что руководители органов власти субъекта активно поработают с основным документом социально-экономического развития региона, я не вижу.

- Стратегическое планирование должно учитывать деньги, которые территории могут получить через федеральные целевые программы. Федеральные целевые программы ругают за то, что они несовершенны - субъективны, непрозрачны. Будет ли меняться порядок их формирования?

- Будет. Сейчас из-за экономического спада предполагается сократить количество субсидий и субвенций из федерального бюджета. Жестко анализируются и корректируются целевые программы, остаются только наиболее эффективные и рациональные траты. Но социальные программы в полной мере будут сохранены.

Тем не менее любая программа должна иметь ясные цели, конкретные результаты и понятные механизмы их достижения. Если ФЦП соответствует этим требованиям, значит, она работает.

Безусловно, ситуация меняется, должны меняться и подходы к распределению финансовых ресурсов для сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъекта. В этом может помочь закон о зонах территориального развития. Законопроект направлен на поддержку экономически неразвитых, депрессивных территорий и содержит в себе комплекс мер, нацеленных на развитие в них экономической активности, диверсификации экономики, создания комфортной предпринимательской среды.

Специальный правовой режим зоны территориального развития заключается в предоставлении участникам экономических процессов определенных преференций в области налогового и земельного законодательства. И, кроме того, он позволяет рассчитывать на бюджетные ассигнования из Инвестиционного фонда, на государственные гарантии по банковским кредитам и субсидиям из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговых платежей за оборудование, на приобретение электрической и тепловой энергии (мощности) и пр.

-Механизмы межбюджетных отношений будут меняться?

- Всем стало очевидно, что эти механизмы необходимо совершенствовать. При этом нельзя отрицать, что на протяжении последнего десятилетия было сделано очень многое по реформированию межбюджетных отношений. Например, сократился разрыв уровня бюджетной обеспеченности населения между беднейшими и богатейшими субъектами РФ. Однако проблем все-таки больше. Так, сегодня многие регионы, которые традиционно были донорами федерального бюджета, продолжают ими считаться, хотя их доходная база в связи с экономическим спадом очень серьезно сократилась. Например, серьезно сократилась доходная база Вологодской, Липецкой, Орловской, Свердловской, Кемеровской и Челябинской областей и других субъектов Российской Федерации, экономика которых ориентирована на промышленное производство.

Говорить о необходимости реформирования межбюджетных отношений нужно не только потому, что не всем хватает денег. Здесь целый блок проблем, требующий совершенствования федеративных отношений. Исполнение целого ряда полномочий, закрепленных за федеральным уровнем, хорошо бы передать на региональный уровень, разумеется, с деньгами, чтобы губернатор мог у себя на месте контролировать ситуацию более жестко и отвечать за реализацию этих властных мандатов. Также часть полномочий регионального уровня нужно передать муниципалитетам. Некоторые муниципалитеты сегодня навострились передавать свои полномочия наверх, на региональный уровень. Им так проще - работы меньше, зарплата та же. Но эффективно регулировать с регионального уровня вопросы местного значения труднее, а иногда и просто невозможно. Поэтому в этой части порядок разграничения требует дополнительного анализа и, возможно, изменения подходов.

- Как, на ваш взгляд, необходимо регулировать межбюджетные отношения на межрегиональном уровне?

- Регулирование необходимо проводить через региональные законодательные акты. Средства на поощрение наращивания собственной доходной базы муниципалитетов заложены в бюджет. Спускается, допустим, району план по доходам. Если он его перевыполняет, ему из областного бюджета направляется определенная сумма трансферта, которая пойдет на конкретные задачи развития. Эти дополнительные средства очень важны для муниципалитетов, и они мобилизуются, стараясь их получить. Кроме того, введена система показателей оценки эффективности деятельности руководителей муниципального уровня.

Взяв любое направление региональной политики, мы видим, что оно требует дополнительного законодательного регулирования, принятия подзаконных актов и необходимых организационных мероприятий.

Экономика Макроэкономика Власть Работа власти Госуправление Бизнес - Главное Стратегия-2020