16.12.2009 01:00
    Поделиться

    С 1 января цена водки не может быть меньше 89 рублей за 0,5 литра

    С 1 января после публикации в "РГ" приказа цена водки не может быть меньше 89 рублей за 0,5 литра

    Крест на дешевой нелегальной водке должен, по идее, поставить приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, который сегодня публикует "Российская газета". Документ устанавливает минимальную цену поллитровки в розницу - 89 рублей, и ни копейкой меньше.

    Если бутылка другого объема, минимальную цену рассчитают пропорционально емкости. Нововведение вступит в силу с 1 января 2010 года. При этом источник в правительстве сообщил корреспонденту "РГ", что не следует ожидать мгновенного исчезновения с прилавков "беленькой" по 40, 50, 60 рублей за бутылку. Но у покупателя с первого дня нового года будет четкое понимание, за что он отдал деньги и кому. Водка дешевле 89 рублей, вполне возможно, изготовлена из некачественного сырья, и уж точно значительная часть доходов от ее реализации поступает в некий нелегальный общак. А с той, что стоит 89 рублей и дороже, акцизы уплачены в бюджет. И качество ее сомнений вызывать не должно.

    Некоторые эксперты, правда, выражают сомнение в том, что в результате на рынке произойдут серьезные позитивные меры. Однако источник в Росалкогольрегулировании в связи с этим напоминает, что введение минимальной цены - это первая из комплекса мер, принятых Правительственной комиссией по регулированию алкогольного рынка. Все они направлены на то, чтобы навести порядок на алкогольном рынке. И будут введены в 2010 году. "Введение минимальной цены позволит россиянам делать осознанный выбор между нелегальной и легальной алкогольной продукцией, - уверен источник в Росалкогольрегулировании. - А теневой бизнес лишит основного конкурентного преимущества - низкой цены". По логике, у покупателей в Год тигра останется единственный критерий оценки - качество напитка.

    Заинтересованные потребители водки со стажем помнят, что в 1998 году у нас в стране уже вводили контрольную минимальную цену - что-то около 20 рублей за бутылку. Продавцов, которые торговали водкой дешевле, штрафовали. И тогда этот метод борьбы с нелегальными поставками оказался очень эффективным. В 1999 году рынок легальной водки, как утверждают эксперты, вырос сразу аж на 60 процентов. Правда, вскоре от этой практики отказались по каким-то маловразумительным причинам. В результате мы имеем то, что имеем: до половины водки на рынке производится нелегально, то есть без уплаты акцизов. Они вместе с налогами "выливаются" в 40 рублей с поллитровки. Червонец, как говорят производители, - себестоимость содержимого - "спиртоводяной смеси". Четыре рубля - на саму бутылку, трешка - на колпак. В общем, себестоимость легальной "поллитры" - никак не меньше 60 рублей.

    Но на ней еще должны заработать сами производители, транспортники, оптовики и розничные торговцы. Вот так получается 89 рублей - по самому скромному счету.

    Некоторые эксперты очень довольны нововведением. Один из крупных российских производителей водки считает, что приказ Росалкогольрегулирования создает преференции легальным предприятиям. И прогнозирует, что в результате постепенно произойдет концентрация в отрасли, мелкие и "несолидные" с рынка уйдут, лидеры останутся и будут процветать, поскольку в кризис реальное потребление крепкого алкоголя не падает. И известный эксперт алкогольного рынка Павел Шапкин уверен, что приказ сработает и будет способствовать выходу отрасли из тени.

    Но тем не менее проблемы остаются. Компетентный аналитик рынка Вадим Дробиз считает, что в России десятки процентов потребителей водки не готовы платить за поллитровку больше 50 рублей. Именно этим и объясняется такая популярность недорогой, но сомнительной водки.

    И введение такой высокой минимальной цены, по его мнению, не приведет ни к ликвидации нелегальной водки, ни к увеличению поступлений в бюджеты. Оно, по понятным причинам, может произойти только в том случае, если потребители сделают выбор в пользу легальной водки по 89 рублей. И если удастся наладить контроль за продажами водки в розницу по всей территории страны, а не только в городах-миллионниках.

    В любом случае остается вопрос: если традиционная для недорогих сетевых магазинов акция в стиле "две бутылки по цене одной" подпадает под действие приказа Росалкогольрегулирования, почему в нем ничего об этом не говорится?

    Зарплата в пересчете на водку

    Поделиться