Львиная доля госсобственности в России не легализована и уведена в "ведомственно-имущественные офшоры". Эта будет одним из препятствий при модернизации экономики. Такой вывод сделал вчера аудитор Счетной палаты Александр Пискунов.
Вчера он рассказал журналистам об итогах проверки Счетной палатой реализации программы приватизации федерального имущества в 2008 году.
Из-за того что госимущество остается "в тени", резко уменьшается капитализация страны. Вместе взятые активы Дальнего Востока и Сибири, привел пример Пискунов, капитализированы сегодня в 100 тысяч раз ниже, чем Южная Корея и в миллион раз меньше, чем Япония. А это означает, что ничтожны будут и инвестиции. "Без легализации имущества мы не решим проблему рекапитализации экономики и не получим средства для ее модернизации", - поясняет Пискунов.
Но пока органы исполнительной власти, которым принадлежат здания, земли, материальные и интеллектуальные активы на десятки триллионов долларов, не спешат все это богатство учитывать, регистрировать в официальных реестрах. Им выгоднее держать его "в тени", объяснил Пискунов, можно сдавать в аренду либо вообще не поддерживать в нормальном состоянии, обрекая на разрушение и развал. "Удивляет то, что все попытки минэкономразвития и Росимущества навести порядок, установить административную и уголовную ответственность за бездействие чиновников не находят поддержки среди депутатов и сенаторов", - подчеркнул аудитор.
На вопрос "РГ", каким образом, на взгляд Счетной палаты, надо наводить порядок с учетом и контролем федерального имущества, Александр Пискунов сказал, что эту проблему нужно рассматривать комплексно. То есть, учитывая как задачи приватизации, так и процессы национализации и формирования государственного частного партнерства. Все это предполагает наличие единой стратегии управления имущественным комплексом страны. Ее, сообщил Пискунов, собирается подготовить минэкономразвития совместно с Росимуществом. "А Счетная палата примет в этом самое активное участие", - добавил аудитор.
Кроме того, по его мнению, законодательство необходимо ужесточить, иначе данные реестра федерального имущества, необходимые для анализа активов при эффективной приватизации, так и не станут всеобъемлющими. "Из года в год в план приватизации включаются объекты, которые находятся в процедурах банкротства, реорганизации и ликвидации, что, в свою очередь, становится одной из причин неудовлетворительных продаж", - заметил Пискунов. В пример он привел "мизерные цифры" прошедшей в 2008 году приватизации федерального имущества. В частности, из планируемых к продаже долей в уставных капиталах 1874 предприятий реализованы фактически пакеты акций 73 обществ, а из планируемых к приватизации 1147 ГУПов преобразовано в АО только 36. Из 1351 казенного предприятия вообще ни одного не продано. По мнению Александра Пискунова, страшно при этом даже не то, что торги по большинству объектов не проходят (приватизация - не самоцель, подчеркнул аудитор), а то, что в России напрочь отсутствует система управляемости имущественным комплексом. В это же время, по словам аудитора, доходы от бесхозных и неуправляемых имущественных комплексов пытаются приватизировать транснациональные корпорации.