16.12.2009 00:40
    Поделиться

    Историю с задержанием Ил-76 шведские ученые связали с Виктором Бутом

    Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят - именно этот старый, нехитрый прием используют сегодня заинтересованные лица для того, чтобы замести следы вокруг задержанного в Таиланде Ил-76 с северокорейским оружием на борту.

    О том, какие именно силы стоят за потоком совершенно очевидной дезинформации, связанной с лайнером, можно только предполагать. Но судя по той оперативности, с которой на страницах газет появляются "утечки" и различного рода "версии" относительно покупателей захваченного оружия, без американских спецслужб не обошлось. Особенно если принять во внимание географию "слива" информации.

    Так, во вторник стокгольмский Институт исследования проблем мира заявил, что Ил-76 с 40 тоннами оружия на борту принадлежал структурам находящегося в тайской тюрьме российского предпринимателя Виктора Бута. Американцы требуют его экстрадиции по подозрению в нелегальной торговле оружием. Однако пока тайский суд не принял по этому делу решения.

    Откуда у стокгольмского института, который, судя по названию, должен быть весьма далек от деятельности спецслужб, появились сведения о принадлежности к делу россиянина, не сообщается. Но скандальную новость немедленно напечатала газета "Таймс", после чего эта версия пошла гулять по миру. Кстати, стокгольмский институт поделился еще одним откровением. По его данным, владельцем самолета был не Бут, а некий сербский торговец Томислав Дманьянович. Сам же Ил-76 в разное время принадлежал фирмам, якобы связанным с продажей оружия в Либерию, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Чад.

    Задача, стоявшая перед швед скими учеными, которые готовили доклад со столь сенсационными выводами, выглядит очевидной. С одной стороны, они бросили тень на Казахстан - прежде лайнер принадлежал именно казахским бизнесменам. С другой - назвали Сербию в качестве одного из центров нелегальной торговли оружием (прослеживается ассоциативная связь с экс-президентом Югославии Слободаном Милошевичем). И, наконец, шведские ньюсмейкеры мастерски связали задержанный в Таиланде Ил-76 со всеми диктаторскими и полувоенными режимами Африки, которые, несомненно, заинтересованы в северокорейском оружии.

    Но тут начинаются вопросы. Зачем казахским и белорусским летчикам было врать на первых допросах о своем маршруте? Тем более что они в сделке по продаже оружия не участвовали. И были использованы вслепую лишь для обслуживания лайнера. А ведь экипаж сразу показал, что летел из Пхеньяна не в Африку, а в Киев.

    Конечно, можно предположить, что владельцы оружия намеренно выбрали такой маршрут, при котором самолет с опасным грузом должен был обогнуть половину земного шара, чтобы запутать преследователей. Вместо того чтобы прямиком из северокорейской столицы вылететь по более короткому и безопасному маршруту непосредственно к заказчикам на тот же Ближний Восток или в Судан.

    Куда более логичной выглядит ситуация, при которой Ил-76, принадлежащий, кстати, грузинской авиакомпании - и это никто не отрицает, поскольку самолет занесен в грузинский реестр, направлялся в Тбилиси с "благословения" украинских спецслужб. С промежуточной посадкой в Киеве. Тогда столь сложный маршрут с дозаправками в Таиланде и на Шри-Ланке легко объясняется.

    К тому же владельцы груза оказались странными конспираторами. Зенитно-ракетные комплексы были названы в сопроводительных документах "нефтяным оборудованием". Интересно, кто из находящихся в здравом уме чиновников поверит, что Северная Корея, которая не входит в число ведущих нефтедобывающих стран, окажется поставщиком нефтедобывающего оборудования? Такая легенда с самого начала была "шита белыми нитками". А значит, те, кто ее все же придумал, были уверены наверняка: самолет никто проверять не станет.

    И, наконец, только совершенно наивные люди - а торговцы нелегальным оружием вряд ли принадлежат к этой категории, могли принять решение о дозаправке Ил-76 в Таиланде. Ведь хорошо известно, что спецслужбы этой страны активно сотрудничают с американцами. Другое дело, если хозяева груза получили гарантии, что тайская таможня не станет докапываться, что именно перевозит на Украину лайнер. Такие гарантии, когда речь идет о самолете из Пхеньяна, могли быть получены только на самом высоком уровне, прежде всего в самих США.

    Кстати

    Ситуация вокруг Ил-76 отдаленно напоминает скандал вокруг перевозки заключенных по воздуху, которую ЦРУ практиковало во времена экс-президента Джорджа Буша. Тогда узников размещали в тайных тюрьмах, расположенных по всей Европе. И никто не хотел проверять, что именно доставляли на самом деле арендованные ЦРУ самолеты - гуманитарную помощь, как значилось в документах, или подозреваемых в терроризме.

    Поделиться