Высший арбитражный суд подготовил законопроект, обязывающий чиновников и прежде всего налоговых инспекторов сесть за стол переговоров с недовольными гражданами, и особенно - гражданами предпринимателями.
Как сообщил глава Высшего арбитражного суда России Антон Иванов, смысл проекта в том, чтобы по административным делам, прежде всего по налоговым, ввести процедуру обязательной медиации. Проще говоря - примирения. А проводиться она должна с участием специальных сотрудников аппаратов судов.
- Задача сотрудника аппарата состоит в том, чтобы объяснить сторонам, как сложилась судебная практика по данной категории споров, - заявил Антон Иванов, - и, соответственно, насколько у них велики шансы выиграть или проиграть дело. Это позволит хотя бы какую-то часть дел не доводить до открытого судебного слушания.
Сейчас этот законопроект находится на предварительном обсуждении перед внесением в Госдуму. А вчера глава Высшего арбитражного суда сообщил, при каких условиях люди в мантиях даже не примут к рассмотрению иск, когда спор уже рассматривался третейским судом. Как сказал Антон Иванов, если арбитражное соглашение, заключенное в коммерческом арбитраже, является действительным и исполнимым, то государственные суды оставят иск без рассмотрения.
Это заявление прозвучало на конференции "Международный арбитраж. Государственные и третейские суды: партнеры или конкуренты?", которая прошла в Торгово-промышленной палате. По большому счету Антон Иванов закрыл тему в первых же словах своего выступления: нет, не конкуренты. Все остальное - нюансы, интересующие в основном специалистов.
- Мы не рассматриваем Международный коммерческий арбитражный суд, как и все остальные третейские суды, в качестве конкурента судебной системе, - заявил Антон Иванов. - Это не конкуренция, а альтернатива.
Как отметили вчера участники конференции, введение альтернативных процедур разрешения споров в целом признается самым эффективным средством борьбы с ростом количества судебных дел. И так во всем мире. А к альтернативам относятся и коммерческие суды, и примирительные процедуры с помощью специальных посредников - медиаторов.
Кстати, с этого года Налоговый кодекс обязал коммерсантов оспаривать доначисления по налогам сперва в вышестоящем налоговом органе. На практике получается, что когда местный налоговый инспектор начислил чего-то лишнего, надо пожаловаться в территориальное управление ФНС. А если там не удастся разрешить спор, тогда уже прямая дорога в арбитражный суд.
В итоге за девять месяцев на процедуру досудебного урегулирования в ФНС было подано более двух тысяч трехсот жалоб налогоплательщиков. Из тех дел, что уже рассмотрены, ведомство удовлетворило примерно 23 процента жалоб. Однако пока у предпринимателей есть претензии к этой системе. По словам специалистов, обычно в досудебном порядке компаниям удается оспорить лишь явные ошибки налоговиков. Существенно снизить сумму претензий оказывается невозможно.
В свою очередь сторонники такой системы предлагают подождать. Они полагают, что со временем чиновники станут сговорчивее, ведь если они решат не справедливо, а потом проиграют суд, то им же будет хуже. У начальства могут возникнуть сомнения в компетенции таких вот арбитров-чиновников. По крайней мере, в теории именно так и должно быть.
А коммерческие арбитражи нужны прежде всего тогда, когда предприниматели выясняют отношения друг с другом. По мнению руководства Высшего арбитражного суда, надо создать такую систему, чтобы людям было экономически выгодно обращаться в третейские суды.
Другие инициативы по развитию правовой системы озвучил вчера советник президента России Вениамин Яковлев. Он предложил повысить роль нотариата, в частности в сфере заключения сделок с недвижимостью.