Акционирование и приватизация госкорпораций должны проводиться в конкурентном сегменте рынка. При этом не обязательно полностью выводить государство из списка собственников, заявил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, выступая в Высшей школе экономики.
Саму же приватизацию после восстановления фондового рынка можно осуществлять через выход на IPO. При этом возможно сокращение доли государства до блокирующих пакетов. А в тех отраслях, где необходимо сохранить госконтроль, надо ввести понятие "золотой акции".
Что касается роли государства в регулировании взаимоотношений между кредиторами и должниками, то здесь власть должна быть над схваткой, считает Шохин. Он напомнил, что сейчас в минэкономразвития идет работа над законом "О финансовых реабилитационных процедурах". По словам Шохина, в этом документе должна быть прописана реабилитация компаний, минуя процедуру банкротства и оздоровления. Однако встает вопрос о балансе интересов должников и кредиторов. Если помогать только должникам и начать спасать промышленность, то грохнется банковская система. И туда надо будет закачивать деньги, уточнил Шохин.
Еще одно предложение Шохина касается Федеральной антимонопольной службы. Она должна стать коллегиальным органом, в который могли бы войти представители всех профильных ведомств. Это поможет устранить перекосы в применении Закона "О защите конкуренции", считает Шохин. И пояснил, что в ряде законов, в том числе и в этом, нет четких формулировок, что дает возможность их вольной интерпретации чиновниками и при реализации, и при написании нормативных актов. Например, в борьбе с монопольно высокими ценами в ФАС определяют нормы прибыли и необходимые затраты. Однако формулу, по которой все это считают, выбирает специалист ФАС. По словам Шохина, антимонопольщики получают огромную власть над бизнесом. Поэтому идеальный выход из положения, считает он, сделать ФАС коллегиальным органом, чтобы исключить конфликт интересов. При этом вполне возможно создание при ФАС Экспертного совета рынка, у которого будет право наложения вето сроком на 6 месяцев на любой законодательный акт.