Реализация программы тотального видеослежения обойдется более чем в 3 миллиарда рублей.
Все 650 километров железной дороги от Москвы до Санкт-Петербурга будут полностью прослеживаться за счет установленных вдоль полотна систем видеонаблюдения и тепловизоров. По словам начальника регионального центра безопасности железной дороги Павла Сазонова, в первую очередь этими системами оснастят платформы, переправы, тяговые подстанции, тоннели, мачты электропередач. Вдоль путей планируется установить модули и опорные пункты для правоохранителей, которые по мониторам будут вести наблюдение в режиме онлайн. На участках будут работать модульные группы безопасности, укомплектованные сотрудниками вневедомственной охраны и линейного отдела УВД на транспорте. В результате ни один километр дороги не выпадет из зоны внимания.
Что касается тепловизоров, то они, конечно, не смогут отличить террориста от обычного сельского жителя, переходящего пути. Но если объект слишком замешкается на железнодорожном полотне, это станет сигналом для наблюдателей - возможно, человек занят подкладыванием взрывного устройства под рельсы...
При разработке программы тотального видеослежения специалисты опирались на успешный опыт европейских стран. Предполагается, что при воплощении задуманного в жизнь будет использовано оборудование японского и израильского производства.
Из 3 миллиардов рублей, отведенных на реализацию программы, около 50 миллионов предназначены для проектирования. Оно будет завершено уже в этом году. Сам же проект полностью планируется запустить в действие только через пять лет.
Между тем уже в эту пятницу, 18 декабря, между Санкт-Петербургом и Москвой начнет курсировать высокоскоростной поезд "Сапсан". Главный ревизор по безопасности движения Валерий Танаев уверен, что составу ничто не угрожает. Во всяком случае, в техническом плане. По его словам, за состоянием этого участка ведется усиленное наблюдение.
- У нас установлена мощная диагностическая аппаратура. Она сигнализирует не только об отказе какой-то составной части инфраструктуры, но даже о предотказном состоянии, - подчеркивает Валерий Танаев.
Разговоры о необходимости организации видеослежения на железной дороге Москва - Санкт-Петербург ведутся уже два года, со времени первого подрыва "Невского экспресса" в августе 2007 года. Тогда же железнодорожники активизировали работы по усилению безопасности: увеличили количество групп патрулирования, провели инструктаж со своими сотрудниками и жителями окрестных деревень. Снизить количество хищений цветных металлов это помогло, предотвратить новый теракт - нет.