16.12.2009 18:25
    Поделиться

    Падение самолета с парашютистами под Челябинском до сих пор окутано загадками

    Предполагалось, что уже сегодня будет известна официальная причина крушения под Челябинском спортивного самолета "Финист" с парашютистами на борту. Однако этого не произошло: на заранее анонсированной пресс-конференции по итогам расследования ЧП на аэродроме Калачево не появились эксперты Межгосударственного авиационного комитета, в последний момент отказались общаться с прессой и руководители аваикомпании "ЧелАвиа", которой, по некоторым данным и принадлежал разбившийся самолет. А руководитель руководитель Челябинского следственного отдела Уральского следственного управления на транспорте СКП РФ Дмитрий Дягилев сообщил, что следствие еще не закончило свою работу.

    Хотя основные версии уже названы. Среди них - неисправность воздушного судна и ошибка при пилотировании. Попробуем обобщить всю имеющуюся на сегодня информацию.

    13 декабря трагедии ничто не предвещало. За штурвалом самолета был опытный военный летчик, подполковник в отставке Николай Дудкин, за плечами которого тысячи часов полетов на самолетах разных типов, в том числе и на Ту-134, квалификация летчика-снайпера ВВС. Самолет "Финист" СМ-92Т был относительно новым - 2005 года выпуска. Воскресный полет на аэродроме Калачево экстрима также не предвещал - обычный вылет для тренировки парашютистов. На борту кроме пилота был инструктор и шесть спортсменов.

    Вылетев в 11-02 по местному времени "Финист" пролетел около двух километров и, находясь на высоте 150 метров, неожиданно рухнул вниз. При этом, как рассказали корреспонденту "РГ" в МЧС, перед падением самолет пытался выполнить разворот. Все восемь человек погибли.

    Первая версия была озвучена на следующий день после трагедии, в понедельник, на совещании у губернатора Челябинской области министром по радиационной и экологической безопасности Геннадием Подтесовым: "Причиной крушения самолета мог стать перепад температур в слоях воздуха - вверху холоднее, ниже - теплее, и, попав в этот перепад, самолет рухнул."

    Между тем, в тот день морозы до Южного Урала еще не дошли, и столбик термометра не опускался ниже минус 15 градусов. Сильных ветров в этот день также не было.  Примечательно, что  в официальном сообщении Следственного комитета говорилось о том, что следствие рассматривает лишь две версии: отказ техники и ошибка в пилотировании.

    "Природный фактор" ставит под сомнение и эксперт "РГ" - опытнейший челябинский пилот Анатолий Борисов, к которому мы обратились за комментарием: "Погода в этот день была вполне нормальная. Я предполагаю, что на малой скорости был неправильно выбран угол набора высоты, и самолет свалился на правое крыло в штопор.  Возможно, что изменилась центровка в связи с перемещением парашютистов. Мои знакомые были на месте происшествия - они говорят, что дверь самолета была открыта. Значит, парашютисты пытались спастись. Но у них было слишком мало времени".

    Интересны свидетельства парашютиста Эдуарда Подшивалова, который  в воскресенье утром не успел вовремя подъехать на аэродром.

    - Утром позвонил Иваныч (Сергей Бакгоф - один из погибших парашютистов,  директор одного из челябинских предприятий, совершивший более 1000 прыжков - авт.) и сказал, что они уже вылетают на первый прыжок. Я задерживался, поэтому решил подъехать немного позже. Когда добирался до Калачево, увидел мчащиеся пожарные машины. До последнего момента надеялся, что они ехали не на аэродром...

    По версии Подшивалова, трагедия произошла, возможно, из-за сбоев в двигателе. "Наверное, все-таки в самолете была какая-то неисправность, - рассказал он в интервью одному из местных телеканалов. - Пилот очень опытный, погода летная".

    "В пользу" технической версии говорит и распространяемая на интернет-форумах информация о том, что якобы двигатель у этого самолета ранее дважды отказывал. Впрочем, на сегодняшний момент это ничем не подтвержденные слухи. Против этой версии - свидетельства руководства авиакомпании "ЧелАвиа" о том, что разбившийся самолет прошел необходимую подготовку и был полностью исправен.  Несколько месяцев назад он даже выставлялся на авиасалоне МАКС-2009 в Жуковском.

    Как сообщил Дмитрий Дягилев, следствие пока рассматривает все версии, включая "перепад температур". Но совершенно точно можно утверждать, что произошедшее ЧП - это не теракт, на месте трагедии не обнаружено каких-либо следов взрывчатых веществ. По факту крушения спортивного самолета было возбуждено дело по части 2 статьи 263 УК РФ  - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц. Установлено также, что разбившийся самолет принадлежал частному предпринимателю Олегу Васильеву и на сегодняшний момент каких-то фактов, свидетельствующих о неправильной эксплуатации воздушного судна, следствием не обнаружено.

    Сложность установления причины падения "Финиста" состоит в том, что на таком легком самолете не предусмотрено "черных ящиков". А радиосвязь пилота с диспетчером, по словам Дмитрия Дягилева, была очень короткой.

    Расследованием крушения спортивного самолета занимаются прибывшие в Челябинск эксперты Межгосударственного авиационного комитета. Предполагается, что они и должны пролить свет на тайну  гибели "Финиста".

    Поделиться