16.12.2009 00:20
    Поделиться

    Власти города Зверево предоставили "Свидетелям Иеговы" участок земли в центре города

    Чтобы оспорить решение мэрии, горожане обратились к депутатам и местному батюшке

    Власти шахтерского города Зверево предоставили в самом центре города участок земли "Свидетелям Иеговы". А как раз накануне судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ оставила в силе решение Ростовского областного суда, признавшего религиозную организацию "Свидетели Иеговы" экстремистской, и запретила ее деятельность в Таганроге, Неклиновском и Матвеево-Курганском районах.

    Один - ноль

    Звонок в редакцию депутата Зверевской городской Думы Валерия Дьяконова:

    - В городе крайне напряженная обстановка, люди готовятся к пикету перед зданием администрации. Участок земли, на котором стоит бывший промтоварный магазин, это у нас рядом с вокзалом, мэрия отдала "Свидетелям Иеговы". Копии постановления мэра и свидетельства о регистрации права на земельный участок, предоставленные иеговистам, есть в городской Думе и в церковном совете Свято-Никольского прихода.

    Вечером того же дня настоятель Свято-Никольского храма отец Александр был в нашей редакции. Мягкий, интеллигентный человек, вызывающий ассоциации с чеховским Дымовым.

    - Угнездились иеговисты в Зверево давно, здание магазина купили еще в 1999 году за 19 тысяч рублей, а нынешним постановлением мэрии им передается и участок площадью 518 квадратных метров, - рассказал священник. - Город устал от их деятельности. Когда открылось дело о земле, мы были в шоке. Ведь теперь они официально закрепили за собой территорию. Я написал обращение в Думу и вот пришел в редакцию. Еще не знаю, что конкретно предпринять. Землю-то им уже отдали.

    В Ростовской епархии неожиданно на вопрос корреспондента, как следует относиться к происходящему в Зверево, ответили кратко: "Это дело светское".

    А горожане тем временем готовились к пикету перед зданием администрации. Рисовали плакаты: "Мэр, верни землю городу!", "Секта - вон!".

    Последующие события вызвали шквал звонков на мой мобильный. Лишь один из них был анонимным. Звонили прихожане местного храма, просто жители Зверево, среди них учителя, работники ЖКХ, продавцы... Люди были растеряны:

    - Отца Александра... сняли с прихода. Уже завтра будет служить другой священник. Из мэрии в епархию ушло письмо, в котором утверждается, что наш настоятель способствовал усилению влияния секты.

    Совершенно убитый голос о. Александра в трубке.

    На мой вопрос "Это действительно так? Вы стали противодействовать передаче земли в центре города "Свидетелям Иеговы" и вас же обвинили в способствовании усилению влияния секты?!" он отвечает: "Да, надо смириться".

    А вот и единственный анонимный звонок:

    - Вы хотя бы догадываетесь, почему это произошло?

    - Почему?

    - Ничто не станет на пути истины.

    "Свидетели Иеговы" не смогли скрыть, что чувствуют себя победителями.

    Бывший магазин, в котором расположился молельный дом, находится рядом с вокзалом. В небольшом городе это одно из самых оживленных мест, доносящиеся из ларька декадансные подвывания любимого молодежью "Мумий Тролля" "уходим, уходим, уходим, наступят времена почище" звучат в тему.

    Кому тушить?

    А у пикетчиков прибавился еще один плакат: "Верните отца Александра!". Но пикет не состоялся. Отменить акцию убедили депутаты городской Думы.

    - Сначала надо понять, что произошло, - решил председатель Думы Сергей Овчар. - В такой сложный момент неправильно оставлять нас без батюшки, с которым народ сроднился.

    Отец Александр Голенков был настоятелем Свято-Никольского прихода 14 лет. При нем барак, в котором он отслужил свою первую службу, превратился в храм, была возведена колокольня, залит фундамент под новую церковь, заработала православная воскресная школа. Обо всем этом написали прихожане в обращении в Думу.

    Звучало в нем и такое: к отцу Александру хорошо ходить на исповедь.

    И вот он - прекрасный исповедник, хороший духовник, бывший настоятель храма служит теперь в одном из ростовских храмов. При давно недействующем кладбище.

    А председатель гордумы Сергей Овчар отправился в епархию с письмом, в котором депутаты просили в целях снижения общей социальной напряженности оставить отца Александра в городе Зверево.

    Но о результатах своего похода в епархию председатель Зверевской думы молчит. Тогда на аудиенцию к отцу Никодиму, курирующему в епархии связи с общественностью, записался корреспондент "РГ".

    - Тут уже был депутат, сразу открыл свою красную книжечку, - сказал отец Никодим. - Я ему сказал, что вызову милицию, потому что его поведение может быть охарактеризовано как давление на религиозную организацию. Мы с ним поговорили как с обычным прихожанином, он все понял. Создавать прецедент, когда государство влияет на церковь, не стоит. Говорите, не государство давит, а люди просят? Перевод отца Александра - обычная ротация кадров. Вот я служил в армии, и нашего ротного перевели в Баку, и что, кто-то плакал? Прихожане недовольны? Это внутреннее дело церкви. А письма из Зверево о чуть ли не просектантской деятельности отца Александра не было. Насчет сложной обстановки в городе, постановления мэра о закреплении участка... Горожане сами выбирали своего лидера, согласитесь.

    - Граждане попытались объединить все силы, все социальные институты в борьбе с теми, кто разрушает их семьи, их веру, - возражаю. - Это же действительно прецедент. А о. Александр выразил их протест. Почему вдруг все так получилось?

    - Да, в Зверево - поражение, - отвечает о. Никодим. - Уверен, ненадолго. Но что можно решить пикетом и горлом? Не путайте социальную активность с духовной. Это иногда ортогональные вещи. Комсомольский задор здесь не уместен. Так случилось, потому что в Зверево была слабая духовная ситуация. Отец Александр прихожан недовоспитал. Надо было больше молиться.

    Когда-то судьба занесла меня в Загорск, сейчас Сергиев Посад. Случилось это вскоре после большого пожара, который едва не уничтожил музей, что в Троице-Сергиевой лавре. Там хранились подлинные доски Рублева. Местная пожарная команда рассказала, что, увидев пламя со своей башни, они без вызова помчались тушить и остановили пламя на пороге музея в последнюю секунду:

    - Мы тушим, а монахи молятся, никому из них в голову не пришло в пожарную службу позвонить. Что спасло иконы: молитвы или наша вода - к общему мнению мы так и не пришли.

    К месту беды пожарных и привела молитва монахов - это точка зрения насельников монастыря. Бдительность дозорного спасла иконы - так считает пожарная команда. Может, и то и другое верно. Пусть верующие молятся, а дозорные бдят.

    Надо глубже верить и хорошо воспитывать своих детей, и они не попадут к "Свидетелям Иеговы"? В этом есть правда. Но правы и депутаты, учителя, продавцы из Зверево...

    Поделиться