17.12.2009 00:30

    Владимир Драсков: Реформы должны коснуться всех процедур, связанных с оформлением прав на имущество

    на правах рекламы

    Реформы должны коснуться не только регистрации, но и всех процедур, связанных с оформлением прав на имущество

    В последние время в связи созданием Росреестра и внесением изменений в федеральный закон от 21 июля 1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и федеральный закон от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" в средствах массовой информации появляется много публикаций о "едином окне", о том, как теперь будет дешево и нехлопотно оформить недвижимость.

    Поле для реформирования

    Безусловно, объединение трех ведомств - Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии в одно (Росреестр), электронный документооборот, сокращение сроков постановки на кадастровый учет и регистрации прав - давно назревшие и необходимые меры. Однако они затрагивают лишь те проблемы, которые находятся в надводной части айсберга, коим является процесс оформления недвижимости. В создаваемые сейчас повсеместно "единые окна" граждане должны прийти уже с готовыми документами - межевым планом и постановлением о предоставлении земельного участка. Следовательно, они уже "хватили лиха", оббив пороги многочисленных инстанций. Беда в том, что эти организации - разноведомственные: комитет по землеустройству и архитектуре - муниципальный, распорядитель земельными участками - краевое управление, а межевики, так те всех мастей: и частные, и муниципальные, и краевые, и федеральные. Везде работают хорошие люди, профессионалы, но у каждого свой регламент, устав, инструкция. Одни молятся Земельному кодексу, другие - Градостроительному, а в итоге оформление земельного участка, не учитывая процесса регистрации прав, в городе Барнауле, например, занимает как минимум полгода. Вот где "непаханое поле" для реформирования.

    У нас в Алтайском крае 1 декабря краевая межведомственная комиссия по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства решила навести в этой сфере порядок - привести все регламенты к единому знаменателю и сократить сроки людских мытарств. Хочется, конечно, надеяться на лучшее, но такие попытки были и раньше: бумагу-то мы рождаем, а потом каждый тянет в свою сторону, ссылаясь на вышестоящее начальство, и все остается по-прежнему. Как ни крути, но без твердой руки в этом деле никак не обойтись.

    "Замечательный" кадастр

    Создание единого кадастра недвижимости - задача благородная, но чрезвычайно сложная, и на ее решение уйдут десятилетия. Процесс формирования земельного кадастра идет уже почти десять лет и пока не завершен. Есть проблемы и с качеством оформления участков. Порой приходится сталкиваться с тем, что даже не граничащие друг с другом земельные участки по документам - пересекаются.

    В этот земельный кадастр предстоит занести еще и объекты капитального строительства - ОКСы, как их называют. Учитывая, что на каждом земельном участке таких ОКСов может быть от одного до нескольких десятков, соответственно и задача многократно усложняется.

    Часто приходится читать и слышать: оформление недвижимости дорогое удовольствие, потому что землеустроительные организации берут непомерные деньги. Может быть, где-то и берут, только у нас на Алтае не больно-то они разбогатели. Надо просто разобраться в структуре затрат этих самых землемеров-геодезистов, которых теперь принято именовать кадастровыми инженерами. Сделать геодезическую съемку и изготовить межевой план на самом деле несложно и недорого, а вот мытарства по разным инстанциям, чтобы все согласовать и подписать, отнимают массу времени, сил и средств. Порой в одну и ту же контору приходится ходить или ездить по несколько раз.

    Хотели как лучше

    Но вернусь к реформам. Сейчас они нацелены только на регистрацию прав на объекты недвижимости - земельные участки и объекты капитального строительства. С 30-х годов прошлого столетия недвижимостью занимались Бюро технической инвентаризации (БТИ). Сейчас их только ленивый не критикует и в проводимых ныне реформах места им не нашлось. Однако эти "тихие конторы" решали и сейчас решают ряд задач, не связанных с регистрацией прав, но крайне важных и нужных для местных органов власти. Причем делают это за деньги заказчиков, а не за государственный счет. Кадастровые инженеры и рыночные оценщики не будут собирать информацию о состоянии жилого фонда.

    Сообщество бэтэишников пытается достучаться до власти. Конечно, и в системе БТИ было много надуманного, когда, например, выписка из технического паспорта действовала всего три месяца. Но теперь-то в другую крайность ударились: не хочет покупатель недвижимости вызывать техника, чтобы обследовать объект, и не надо. И регистратору это не нужно, но ведь кому-то должно быть нужно! Если все пустить на самотек, то завтра объекты будут не только гореть, но и разваливаться. Сегодня перегородки убирают, передвигают и даже капитальные стены бомбят безо всякого страха. А что, за деньги можно все, и никто проверять не будет.

    Я не верю в байки, что после перехода к частным кадастровым инженерам и рыночным оценщикам оформление недвижимости для граждан станет дешевле. Убежден: станет еще дороже. В последние годы местные власти приняли ряд документов, устанавливающих предельные расценки. И посмотрите, кто их соблюдает. Ну никак не частники.

    У нас реформы всегда проходят непросто. Мы вроде бы изучаем опыт других стран, но все равно делаем по-своему. Хотя поучиться есть чему даже у бывших союзных республик. У той же Белоруссии, тем более что база у нас когда-то была одна - БТИ. Потом у нас регистраторов выделили в отдельную службу, а в Белоруссии регистрацию создали прямо на базе БТИ. И сегодня у них реально работает система "одного окна", когда человек идет сразу к аттестованному регистратору с документами, которые у него есть. Если документов достаточно, регистратор оформляет право на собственность. А если видит, что чего-то не хватает, например, надо сделать межевание, оформить кадастровый паспорт, то все тот же регистратор принимает заявку на необходимые виды работ и передает ее в структурные подразделения, где их и готовят. Вот это действительно - "одно окно".

    Так что давайте с реформами поспешать медленно и не надо стремиться их делать обязательно на свой лад - сначала до основания разрушив старое, потом долго строить новое. А то опять получится, как всегда, хотя хотели, как лучше.

    Телефон: (3852) 24-13-86,
    e-mail: draskov@interkad.alt.ru
    www.altkadastr.ru