В прокат выходит "Аватар" - самый ожидаемый фильм года

Россия стала одной из первых стран, куда Джеймс Кэмерон прибыл со своей командой, чтобы представить свою новую работу.

На "Титанике" лично Кэмерон заработал 115 миллионов долларов - 600 тысяч за сценарий, 8 миллионов за режиссуру, остальное - проценты с проката. Бюджет "Титаника" составил 200 млн долларов. Кэмерон - первый режиссер, снявший фильм за 100 млн - "Терминатор", и первый, кто вышел за рамки 200 миллионов. Расходы на "Аватар" приблизились к 300 млн - и это тоже впервые.

Четырнадцать лет понадобилось ему, чтобы воплотить в жизнь "Аватар" - фильм мечты, для осуществления которой компьютерных технологий 90-х годов оказалось недостаточно. Все эти годы компания Кэмерона занималась разработкой нового поколения спецэффектов. Посмотрев трилогию "Властелин колец", обладатель рекордного числа "Оскаров" не поленился слетать в Новую Зеландию в мастерскую спецэффектов Питера Джексона и предложить ему совместно работать над созданием новых компьютерных систем. Потом несколько лет переписывали сценарий, еще год разрабатывали новый язык, съемочный процесс, когда велась непосредственно работа с актерами, провели в рекордно короткий срок - 31 день, монтировали и компьютеризировали все отснятое в течение четырех лет.

Екатерина Мцитуридзе: Как так получается, что ваши фильмы всегда опережают политику? Начнем с 1984 года, с "Терминатора", который стал одним из символов эпохи "холодной войны". Потом "Титаник", 1997 год, одиннадцать "Оскаров" получает мегамелодрама, и все это на фоне эпохи человечного президента Билла Клинтона. Затем - Буш-младший, во время правления которого вы предпочитали исследовать дно Мирового океана... И вот "Аватар", где возникает тема толерантности, всеобщего братства, и все это предшествует только начинающей проявляться политике нового президента Барака Обамы.

Джеймс Кэмерон: Барака Обаму действительно волнуют те проблемы, которые стоят перед обществом и которые волнуют нас всех. Они не только американского масштаба. Мы должны решать их сообща. Я имею в виду все эти угрожающие Земле катаклизмы - изменение климата, загрязнение окружающей среды, проблему энергоресурсов. Вот недавно Обама побывал на саммите в Копенгагене. Он искренне старается способствовать изменению ситуации, особенно в проблеме глобального потепления. Это правильное направление. Но каждый из нас, мы все должны двигаться в этом направлении. Такова связь "Аватара" с политикой.

Мцитуридзе: Какова главная цель фильма?

Кэмерон: В первую очередь - получить удовольствие, проделать грандиозное путешествие на другую планету, открыть что-то невиданное, в каком-то смысле - воссоздать сон. Но, помимо этого, в "Аватаре" есть и серьезный посыл. Философия толерантности, смысл которой в расширении кругозора, в способности видеть и слышать других людей, представляющих иную культуру, в желании понять их образ мышления, постараться увидеть мир их глазами.

Посмотрите, как западная цивилизация действует по отношению к туземцам? Постепенно выживает их. Это не геноцид, но медленный и верный способ истребления - пришли, выкопали все, что полезно, и открыли торговые центры. Мы просто перенесли это все на другую планету, на Пандору. Путешествие, в которое отправляется главный герой, попадая в племя гуманоидов по имени На ви, имеет и моральную, и философскую подоплеку. Он обнаруживает себя на стыке двух разных культур и сил. Он должен сделать свой выбор, понять, где правда, на чью сторону ему самому встать. Для американцев очень важно разглядеть за ультрапатриотической точкой зрения еще кое-что, понять, что в мире есть много других людей. Эта мысль влечет за собой оздоровление общества.

Мцитуридзе: Недавно наш президент Дмитрий Медведев на вопрос "Что самое важное в жизни?" ответил: "Любовь"!

Кэмерон: Отлично! Я совсем забыл вам рассказать, что за всеми этими многослойными посылами и спецэффектами "Аватар" - это настоящая "лавстори". Изначально мы не планировали акцентироваться на любовной истории. Только, когда появились актеры Сэм Уортингтон и Зои Салдана, мы поняли, что получается настоящая история любви. Поэтому я уверен, будет пролито немало слез в кинозалах...Некоторые после просмотра шутили: "Слава богу, мы смотрели фильм в темных очках (фильм сделан в трехмерном формате, в технологии 3D. - Прим. авт.), поэтому никто не увидел, как мы рыдали".

Мцитуридзе: О том, как вы создавали эту красоту, ходят легенды.

Кэмерон: Просто я вижу то, что вижу, и хочу, чтобы зрители тоже это все увидели. Для этого нужны технологии. Я как будто вернулся в детство, в те годы, когда зачитывался научной фантастикой.

Мцитуридзе: Вы же фанат "Звездных войн"?

Кэмерон: Еще бы! В 1977-м они произвели революцию в визуальном изображении. Мне хотелось снять супертехнологичное кино, но в старомодном стиле, в жанре приключений в джунглях, и чтобы действие разворачивалось на другой планете. Я люблю смешивать жизнь и спецэффекты. Технология "захвата образа" позволяет запоминать выражения лиц актеров и их передвижения, позволяет камере следить за перемещением уже оцифрованного героя в виртуальном пространстве. Это сильно расширяет возможности режиссера.

Мцитуридзе: Правда ли, что вы заказали лингвистам для фильма разработать новый язык?

Кэмерон: Да, они в течение года придумывали язык На ви. Я так ставил задачу, чтобы актеры смогли это произносить, но чтобы это не было похоже ни на один из человеческих языков. Специалисты смешивали полинезийские и некоторые африканские наречия.

Мцитуридзе: Правда, что вы вынашивали две идеи одновременно и только спустя 10 лет остановились на "Аватаре"?

Кэмерон: Да, но "Аватар" я хотел снимать по собственному сценарию, а "Боевой ангел" адаптировал по японским комиксам. В августе 2005 года я сконцентрировался на "Аватаре". Но у нас уже есть сценарий "Боевого ангела". Там будет другая игра, в более темных тонах.

Кстати

Во время монтажа "Титаника" сбоку на компьютер Кэмерон прикрепил бритву, с внутренней стороны которой было написано: "Использовать только в случае провала!"