17.12.2009 00:39
    Поделиться

    Законотворчество: Кого коснутся послабления за экономические преступления

    Кого коснутся послабления за экономические преступления

    Рейдерство, контрабанда, обналичка, уклонение от налогов и другой финансовый криминал фигурируют в 40 процентах всех уголовных дел. С другой стороны, к незаконной деятельности бизнес зачастую подталкивают бюрократия и коррупция.

    Президент Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и СКП проанализировать практику применения меры заключения под стражу по отношению к лицам, впервые совершившим экономические преступления. Эксперты полагают, что либерализация законодательства в этой области назрела давно. Минюстом подготовлен проект поправок в УК и УПК, предусматривающий смягчение наказаний за некоторые экономические преступления. Над своими предложениями работают и в Госдуме.

    Так нужны ли послабления для тех, кто нарушает закон? Почему они понадобились именно сейчас и кого коснутся? Об этом мы попросили рассказать первого заместителя председателя Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева и заместителя председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Виктора Илюхина.

    Владимир Груздев: В отчете PriceWaterHouseCopers, в соответствии с которым Россия вышла на первое место по экономическим преступлениям, в первую очередь речь идет о внутрикорпоративном воровстве. Также в отчете значительное место занимают коррупционные преступления. С этими явлениями нужно бороться. Однозначно никто не собирается поощрять преступников. Но! Наказание должно соответствовать нанесенному обществу ущербу. Согласитесь, это нонсенс, когда за изнасилование или уклонение от уплаты налогов гражданин может получить одинаковый срок.

    Кроме того, если человека, обвиняемого в совершении экономического преступления, посадить в тюрьму, кто будет возмещать нанесенный ущерб, например в федеральный бюджет?

    Мне представляется, что гораздо эффективнее будет применение альтернативных видов наказаний, например ограничение свободы и взыскание высоких штрафов.

    В советское время учителя в школах любили говорить: "Сегодня ты оторвал пуговицу, завтра ты оторвешь голову". От подобных принципов необходимо отойти. Наказание должно быть адекватным тяжести совершенного преступления.

    Когда-то нужно было начать реформу уголовного закона. Сегодня речь идет не столько о гуманизации законодательства, сколько о его гармонизации. За преступления против личности ответственность усилилась. Например, за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних. По экономическим статьям нужно выносить адекватные приговоры.

    Мировой финансово-экономический кризис продемонстрировал необходимость модернизации экономики России. Это невозможно без развития малого и среднего бизнеса. Человек не должен бояться становиться предпринимателем, считая, что закончит свой бизнес в СИЗО. Нужно поощрять людей брать ответственность на себя. Одновременно человек должен знать, что в случае совершения преступления наказание будет неотвратимым. Еще не известно, что страшнее - отсидеть срок в тюрьме или компенсировать нанесенный экономический ущерб и отвечать своим имуществом.

    Виктор Илюхин: Речь надо вести не о послаблениях в предупреждении и пресечении преступлений, совершаемых в экономической сфере, а об объективной, адекватной судебно-следственной практике воздействия на них. Этого как раз и не хватает в работе правоохранительных органов.

    Постоянное увеличение количества преступлений экономической направленности - явление, закономерное по ряду причин. Во-первых, в России постоянно идет процесс передела собственности, опасность которого заключается не только в рейдерстве, а в нежелании собственников организовывать производство, вести хозяйственную, иную деятельность. Объекты собственности стали предметом укоренившейся практики их скупки-продажи.

    Во-вторых, это свидетельство того, что в сферу экономики, бизнеса пришли люди с криминальным прошлым или с огромным правовым развращением, нигилизмом.

    Однако противодействие экономическим преступлениям свелось в основном к применению уголовно-правовых форм воздействия, что вызвало большой перекос в правоприменительной практике.

    Этот момент действительно обеспокоил президента, как и то, что к незлостным нарушителям неоправданно широко стали применяться наказания, связанные с лишением свободы. Уголовный кодекс необходимо применять только тогда, когда не сработали иные формы воздействия.

    Есть и еще одна проблема, с которой я столкнулся, изучая материалы уголовных дел, возбужденных по фактам злоупотребления служебным положением и превышением должностных полномочий.

    В ряде случаев людей привлекали к уголовной ответственности только за один факт нарушения ими закона, без выявления последствий наличия ущерба от таких действий. А без ущерба, который чаще всего по приведенной категории уголовных дел носит материальный, финансовый характер, само нарушение не может повлечь уголовное наказание. Оно может быть из сферы действия административного, трудового законодательства и т.д.

    В качестве примера сошлюсь на договоры, заключаемые администрацией городов на строительство школ с какой-либо организацией. Если организация не выполняет условия договора и дети не могут сесть за парты, руководитель города разрывает договор с подрядчиком и заключает соглашение с другой строительной организацией, но без проведения конкурса, как это предписывается законодательством. Школа к 1 сентября готова, но руководителя города за нарушение процедуры заключения договора сажают под арест.

    Поделиться