17.12.2009 00:53
    Поделиться

    Николай Бондарь: Профессиональная подготовка юристов - проблема конституционная

    Профессиональная подготовка юристов - проблема конституционная. Отечественное юридическое образование который год, если не десятилетие, находится в перманентном состоянии реформирования.

    Для всех очевидна необходимость его обновления, перехода к принципиально новым началам подготовки юристов XXI века. Но дискуссиям о путях и способах решения соответствующих проблем нет конца. Об ощутимых же результатах говорить пока, пожалуй, преждевременно.

    Вуз неширокого профиля

    Нельзя, конечно, не учитывать, что нынешние непростые проблемы отечественного юридического образования накапливались десятилетиями. Среди них, например, бурный рост числа юридических вузов, особенно негосударственных, и юридических факультетов в непрофильных вузах (педагогических, технических, медицинских). По данным Рособрнадзора, подготовку юридических кадров сегодня осуществляют 1211 высших образовательных учреждений, а во всем Союзе подготовку юристов осуществляли 52 вуза. И что это за новоиспеченные "юридические" вузы? Не имея надлежащей интеллектуальной и профессиональной основы, они компенсируют это громкими названиями своих учреждений и всевозможными рекламными посулами, надувательскими сказками об образовательных "ноу-хау", заниженными требованиями (не в плане финансовых условий!) при поступлении в такой "вуз" и еще более низкими требованиями при "обучении" и т. п.

    Сегодня эти проблемы вызывают повышенное внимание и обеспокоенность со стороны руководства государства. Так, президент РФ Дмитрий Медведев констатировал "закритично высокое" количество юристов в стране, многие из которых не имеют необходимого уровня профессиональной подготовки, зачастую не могут найти себе работу, а если и находят, то, будучи "не до конца грамотными", создают "очень серьезный негативный эффект для всей нашей страны".

    Конституция переходит на личности

    Надо отдавать отчет, что обеспечение высокого уровня подготовки юридических кадров - это в конечном счете проблема конституционной безопасности. Причем в одинаковой мере - как общества и государства, так и каждой конкретной личности. Ведь конституционная безопасность есть не что иное, как состояние защищенности жизненных интересов личности, общества и государства на основе обеспечения верховенства права.

    Государственная политика в сфере реформирования юридического образования должна быть конституционно выверенной, последовательной и системной, проводиться с опорой на национальные традиции высшей школы и в полной мере учитывать передовой зарубежный опыт.

    Ее конституционное наполнение определяется не только закреплением в Конституции РФ основополагающих требований и гарантий в области образования (статья 43 Конституции РФ), но и фактическим конституционно-правовым содержанием профессиональной деятельности юриста, самим назначением представителей данной профессии как носителей и защитников конституционных ценностей нашего общества и государства, основных прав и свобод граждан.

    С позиций конституционных требований необходимо подходить и к решению вопроса о том, каким должен быть профессиональный портрет выпускника юридического вуза и, соответственно, какой должна быть модель современного юриста.

    При поиске ответа на этот вопрос нельзя не вспомнить, что исторически в России университеты и их юридические факультеты традиционно рассматривались главным поставщиком кадров высшей квалификации для государственного и хозяйственного управления. Уже первым Императорским Уставом 1804 года (который первоначально предназначался для Московского, а затем был распространен и на другие университеты) этим учебным заведениям в лице юридических факультетов вменялось в обязанность готовить кадры для различных сфер государственной и хозяйственной службы.

    Коренным образом, причем в худшую сторону, изменилось положение дел в подготовке юридических кадров в советский период. В противоречие с общемировой тенденцией повышения ценности права и, соответственно, усиления роли юристов во всех сферах жизни у нас неуклонно сокращался удельный вес юристов, занятых в сфере управления и производства.

    Свыше 64 процентов всех юридических кадров работали в тот период в правоохранительных органах, в то время как в других странах не менее 80 процентов юристов находят свое применение в "некриминальной" сфере (управление, экономика). Именно в этих условиях сложилась традиционная для нас "правоохранительно-криминальная" модель юриста как специалиста с высшим образованием, ориентированного на работу прежде всего в правоохранительных, карательных органах. Сейчас мы понимаем ущербность таких подходов к оценке роли юриста в обществе и государстве.

    Не является выходом и обозначившееся в 90-е годы такое направление "декриминализации" юридического образования, как его переориентация на некую рыночно-цивилистическую, предпринимательскую модель. По меньшей мере каждый второй студент юридического вуза в этот период, совпавший с началом рыночных преобразований, желал стать банкиром или в крайнем случае юристом-предпринимателем. При наличии некоторых, бесспорно, позитивных моментов, связанных с преодолением господства правоохранительных ориентиров в профессиональной подготовке юристов, есть в этом и очевидные издержки. Цивилистическая модель неизбежно базируется в своей основе на приоритете частно-правовых ценностей, что ведет к дисбалансу в квалификационных характеристиках будущего юриста между частными и публичными ценностно-правовыми началами.

    Юрист меняет специфику

    Выход из этой ситуации - переход к конституционной модели юриста, что должно стать одной из фундаментальных задач современного реформирования юридического образования. В особой степени это важно для классического университетского юридического образования, для которого принципиально недопустим узкоотраслевой подход к подготовке юристов. Последним должны заниматься ведомственные юридические вузы, существующие в настоящее время более чем в десятке министерств и ведомств, как то: юридические учебные заведения системы МВД, прокуратуры, ФСБ, налоговой службы, минфина, минтранса и т. д.

    Соответственно, классические отраслевые кафедры юридических вузов должны осознавать, что преподавание гражданского, уголовного, как любой другой отрасли, права должно основываться на конституционных ценностных началах, пронизывающих всю нашу правовую систему. Без конституционализации всего учебного процесса юридических вузов невозможна подготовка современного правоведа университетского (а не милицейского или иного узковедомственного) уровня.

    Между тем анализ состояния юридического образования в России, а также оценка предложений по его совершенствованию позволяют сделать вывод, что конституционно-правовой составляющей в системе юридического образования не уделяется должного внимания.

    Конституционный центр

    Одним из важных условий успешного решения соответствующих задач является объединение усилий профессионалов, ученых и практиков, в частности под эгидой Ассоциации юристов России. В ее работе вполне оправданным было бы более активное участие как ученых-правоведов высшей школы, так и студентов юридических вузов, в том числе на основе коллективного членства в Ассоциации ведущих юридических вузов страны. Давно назрела также необходимость организационного объединения конституционалистов (ученых и практиков) в рамках Общероссийского союза конституционалистов. Создание такой профессиональной корпорации, равно как и ее включение в международное движение конституционалистов, находится в общем русле развития России как правового государства конституционной демократии. Это могло бы стать также шагом к решению еще одной важной проблемы - созданию национального Центра современного конституционализма как мощного общероссийского научно-исследовательского и методического учреждения. К его работе следует активно подключать прежде всего конституционалистов государств бывшего Союза ССР, имеющих общую конституционную историю и, хочется надеяться, не только прошлую историю. Местом пребывания центра могли бы стать Москва или Санкт-Петербург, а соучредителями и активными участниками наряду с Общероссийским союзом конституционалистов - Конституционный суд России, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина и, конечно, признанные юридические научно-образовательные учреждения России и стран СНГ.

    Одним словом, конституционная составляющая профессиональной подготовки юристов имеет более важное и тонкое значение, чем порой бытующие "простые" подходы к преподаванию конституционного и других отраслей права на основе поиска "конституционных идеалов" за семью морями и отрицания конституционного пророка в собственном Отечестве.

    Конституционный суд РФ:

    190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.

    Справочные телефоны приемной: (812) 404-33-11, (812) 404-31-99.

    Электронная почта Конституционного суда РФ: ksrf@ksrf.ru

    Поделиться