Шведский опыт борьбы за безопасность дорожного движения оценили наши гаишники и страховщики

Взяток на дорогах не будет, если наказывать за них того, кто пытается всучить деньги. Дети всегда будут под контролем, если их снабдить специальными датчиками.

Этот шведский опыт борьбы за безопасность дорожного движения оценили представители Российского союза автостраховщиков, ГИБДД Татарстана и Московской области.

Буквально сразу по окончании Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения в Москве делегации наших гаишников и страховщиков отправились в Европу для изучения их опыта. Он актуален для нашей страны хотя бы потому, что в ближайшее время на транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров или опасных грузов, собираются устанавливать алкозамки.

А в следующем году нашим перевозчикам не попасть в страны Евросоюза, если у них не будут установлены электронные тахографы. Наши гаишники присмотрелись и к другим составляющим полицейского опыта.

Патруль почти не виден

Много в России возмущались тем, что у гаишников есть право скрытого патрулирования. Речь идет не только о камерах, фиксирующих нарушения, присутствие которых ничем не обозначено. Но и о работе патрулей, которые прячутся в кустах, дежурят на личных машинах без спецокраски и прочих хитростях. Даже в недавно принятый административный регламент по работе дорожно-патрульной службы сейчас внесены изменения, которые доходчиво объясняют, что патрулировать в скрытом виде у нас можно, а вот останавливать за нарушения можно только на спецокрашенных автомобилях или на постах. Эти требования были прописаны в наставлениях по работе ДПС, которые были приняты вместе с административным регламентом, но не публиковались, потому что это документ для служебного пользования.

Между тем в Швеции скрытое патрулирование применяется довольно широко, и такие "засады" никто не осуждает. Там практически невозможно встретить на улице полицейского. За всем следят камеры. Но на дорогах надо быть внимательным и скорость не превышать. Конкретный пример: полицейский сидит в самой обычной с виду машине. Таких много бегает по дорогам страны. Мимо него проносится автомобиль (это по шведским понятиям "проносится", по нашим - проползает) со скоростью примерно 90 км/час, в то время как ограничение на этом участке дороги - 70 км/час. Полицейский на своей скрытной машине пристраивается в хвост лихачу. Машина только внешне не полицейская, а оборудована она как надо: камеры наблюдения, компьютер. И даже мигалки есть, которых, пока они выключены, не увидишь.

На мониторе видно "быструю" машину, показывается ее скорость. И тут полицейский включает мигалки и сигналит водителю, чтобы тот остановился. Он демонстрирует ему этот видеоролик и выписывает штраф за превышение скорости более чем на 10 км/час - 150 евро.

Если штраф не будет выплачен в течение месяца, водителю придет напоминание об этом. Если после напоминания деньги так и не поступят, то придет напоминание со штрафом за неуплату штрафа. Но если и на это требование нарушитель не отреагирует, то штраф перейдет в финансовое управление. А это большая неприятность.

Пост контроля

У нас можно ехать по стране на машине, у которой не работают фары, ни к черту тормоза, в трещинах лобовое стекло.

В Швеции проверить машину на техническое состояние могут на любом посту дорожной полиции. Такой же проверке могут подвергнуться и автобусы. Причем даже в пути. Пассажиры возражать не будут - они понимают, что это их собственная безопасность. Полиция проверит и тормоза, и состояние подвески. На наших глазах задержали фуру, которая решила проехать мимо транспортного контроля. Полицейским пришлось ее задержать. Как выяснилось, водителю было чего опасаться: разница тормозных усилий на второй оси составила 53 процента. При экстренном торможении это привело бы к тому, что заднюю часть автомобиля занесло бы, а сам автомобиль развернуло поперек движения.

Как вы думаете, что сделали с этим водителем? Его отправили в мастерскую устранять неисправность. Если разница была бы больше - наложили бы штраф. Если разница была бы очень высокой или не на одной оси - вызвали бы эвакуатор.

На вопрос, уверена ли полиция в том, что водитель поедет именно в мастерскую, было отвечено, что полиция в этом не сомневается. Водителю дано разрешение доехать только до мастерской. Данные занесены в компьютер. Как только мастерская все поправит, она сделает об этом пометку в базе. Если водитель не обратится в мастерскую, то следующий пост оштрафует не только его, но и работодателя.

Кстати, на таких постах решаются и алкогольные проблемы. Если водитель, которого продули через алкотестер, не согласен с показаниями прибора, его не везут на медицинское освидетельствование, а доставляют на пост. Там у него берут кровь на анализ. В течение нескольких минут данные выведут из принтера.

Протокол под камеру

Понятно, что первое, что приходит на ум русскому человеку в Швеции, а нельзя ли откупиться от этих скрытых или явных полицейских. В Швеции такой вариант не проходит. Как сообщил нам один из полицейских, он 20 лет работает в этом ведомстве, и ему еще ни разу не предлагали взятку.

У шефа полиции - более обширный опыт. Пока он работал в этой должности в разных регионах, двум полицейским предлагали взятку. Но дело в том, что их машины оборудованы камерами, которые фиксируют все, что происходит в салоне. Оба полицейских тут же на месте предъявили обвинения в попытке подкупа должностного лица, вызвали на место прокуроров. Доказательная база была записана на видео.

кстати

Дети ездят задом

В Швеции детей еще с детского сада обучают необходимым навыкам поведения на дороге. В частности, все они ходят с фликерами (светоотражающие элементы на одежде). Я уж не говорю о необходимости применения детских кресел в автомобилях. Более того, в этой стране требуется, чтобы кресло устанавливалось спинкой к движению. После исследования, проведенного Институтом транспортной безопасности, стало ясно, что такие кресла спасают от травм гораздо лучше.