В Москве начинаются предпраздничные распродажи.
"Закидаю тебя новогодними ценами!" - залихватски зазывает реклама магазина бытовой техники. "Ценопад" в обувном... "Скидки до 30%" (а то и до 50-70) украсили огромные витрины...
К сожалению, эти торговые акции отличаются от щедрых рождественских распродаж в Европе или Америке, где действительно за копейки можно купить вещь, о которой мечтал. Отличаются не только ценами и масштабом, но и тем, что они не всегда, увы, честные.
Как отличить настоящие скидки от фиктивных и не попасться на уловки продавцов? За разъяснениями корреспондент "РГ" обратился к юристу Московского общества защиты потребителей Антону Недзвецкому. Он дал несколько советов, как не купиться на заманчивые предложения.
1 Зачастую объявленная скидка оборачивается элементарной приманкой. Самое типичное нарушение - магазины сначала искусственно задирают цены, а потом накануне праздника снижают и объявляют это новогодними скидками. Так что прежде чем сделать покупку, особенно серьезную, походите по магазинам - сравните цены. Может, без скидки она окажется дешевле.
2 Многие магазины любят объявлять всевозможные акции. Например, "Все по 350" или по другой цене - в зависимости от товара. Человек поддался призыву - пришел, а тут выясняется, что скидки распространяются далеко не "на все", а только на узкий круг товаров. Или те, которые не пользуются спросом. Но при этом покупателя дезориентировали, вынудив впустую потратить время на поход в магазин...
В этой ситуации он вправе потребовать от магазина продать товар по заявленной цене. Есть такое понятие "публичная оферта": если продавец публично объявил свои условия, то обязан их выполнить.
3 Когда проходит акция по скидкам, то на товаре обязательно должен быть ценник, где указана не только новая цена, но и старая. Чтобы покупатель мог сравнить и сознательно выбрать вещь.
4 Еще одно заблуждение, которое внедряется продавцами, что товары, купленные на распродаже, не подлежат возврату и обмену. Это не так. Подлежат, как любой товар, - в течение 14 дней. Более того, если за это время он подорожает в цене, вам должны большую сумму, а если еще подешевел - то прежнюю.
5 Многие магазины выставляют на распродажу товары с мелкими дефектами. Предупреждают, что уцененный по браку товар обмену-возврату не подлежит. Но если на чеке нет указания, по причине какого дефекта произведена уценка, то это не уценка, а скидка. Поэтому покупатель вправе по требовать замены неподошедшей вещи или возврата денег.
6 Некоторые запускают недобросовестную рекламу, обещая большие скидки. На деле оказывается, что цены практически те же, а вместо скидок к купленному товару дают купон на следующую покупку. То есть попросту втягивают человека в новую трату. И не уличишь продавцов в обмане, потому что под яркой рекламой с процентами скидок где-нибудь мелко-мелко написаны условия этой акции.
Универсальный совет: не спускайте обмана. Расчет как раз делается на то, что из ста купивших только единицы будут качать свои права. Не надо скандалов - пишите заявления. Иначе, если дело дойдет до суда, продавец вам скажет в лицо: "Да он к нам вообще не обращался. Где бумага?" Не надо забывать о книге жалоб и предложений, которая по-прежнему есть в каждом магазине или торговом центре. Только под записью оставляйте свои данные: фамилию, адрес, телефон. Вам обязаны дать ответ.
Московское общество защиты потребителей: тел. (495) 625-49-59, 623-11-70, 625-43-23.
Бесплатная приемная МОЗП работает каждую последнюю субботу месяца с 13.00 до 17.00 по адресу: Москва, ул. Мясницкая, д 44/1, стр. 3.